В структуре распределения спроса внутренний туризм занимает большую долю, нежели выездной (см. график). Однако для развития этого потенциала Украина практически ничего не делает. И это одна из причин, почему у внутреннего туризма нет никаких шансов для улучшения сезона этого года по сравнению с 2013 г. Об этом и других проблемах внутреннего туризма «Капиталу» рассказал президент Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя, президент группы компаний «Кандагар» Борис Зелинский.
— Насколько удачным, по вашему мнению, будет наступающий туристический сезон 2014 г. в Крыму?
— Мы надеемся, что сезон в Крыму состоится в любом случае. Но насколько он будет лучше или хуже, чем в прошлом году, будет зависеть от политической стабильности в нашей стране.
— Можете спрогнозировать развитие событий по двум сценариям — оптимистическом и пессимистическому?
— В любом случае предпосылок для того чтобы сезон был лучше, по сравнению с прошлым годом, нет. По оптимистическому сценарию, будет падение на 10‑15 % туристического потока в организованный сектор курортов Крыма, я имею в виду отели, пансионаты, санатории, дома отдыха. По пессимистическому, я думаю, будет падение на 30‑40 % от прошлого года. В прошлом году, по данным Министерства курортов и туризма Крыма, организованный туристический поток в Крым составил чуть больше миллиона человек.
— Почему даже по оптимистическому сценарию вы ожидаете падение туристического потока?
— Экономический кризис никто ж не отменял. А к чему это ведет? Поскольку падает покупательская способность людей, то их затраты на туризм и отдых снижаются, потому что они не занимают первостепенное значение в затратах населения. Причем фактор снижения покупательской
способности отмечается не только в Украине, но и в России, и Беларуси. В этих странах также экономическая ситуация ухудшается. А туристы из России и Беларуси являются приоритетными для Крыма.
— Вы ожидаете падения туристического потока и из этих стран?
— Конечно. Тем более что россиянам есть куда ехать на курорты Краснодарского края, в Сочи. В этом регионе после Олимпиады очень резко увеличится номерной фонд (по данным консалтинговой компании Cushman & Wakefield, в 2014 г. число номеров в качественных отелях Сочи составляет около 12 тыс. — против примерно 2 тыс., предлагавшихся до 2010 г. — «Капитал»). Кроме того, и правительство России, и администрация Краснодарского края делают все, чтобы увеличился туристический поток.
Правительство Украины также должно что‑то делать для продвижения своих курортов на внутреннем и внешнем рынках. На областном уровне при отсутствии четкой общегосударственной политики в сфере туризма сделать что-то сложно. А страна ничего не делает. Например, нет государственного финансирования проектов в этой сфере.
— Вы говорите о падении доходов населения… Но, может, как раз из‑за того, что многие украинцы не смогут позволить себе отдых за границей, они поедут на украинские курорты?
— Вполне возможно, но я не думаю, что этот фактор сильно нам поможет. Люди, которые не поедут за границу, или вообще никуда не поедут, или поедут в частный сектор Крыма, а то и на более дешевые курорты Одесской, Николаевской, Запорожской областей.
Беседовал Дмитрий Уляницкий