В январе 2014 г. заполняемость плоскостей под наружную рекламу в Киеве упала, по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., на 12‑15 % — до 14 тыс. шт., свидетельствуют данные исследовательской компании Doors Сonsulting. В целом по Украине ситуация немного лучше. Заполняемость снизилась на 10 % — до 49 тыс. шт., свидетельствуют данные Doors Сonsulting.
По итогам 2013 г., украинский рынок наружной рекламы просел на 5 % — до 1,35 млрд грн — по сравнению с 2012 г., говорил ранее «Капиталу» руководитель Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко. «Мы рассчитывали сохранить объем рынка на уровне 2012 г. — 1,4 млн грн, но надежды не оправдались», — сетовал он.
Девальвация ухудшила ситуацию
Падение показателей размещения наружной рекламы обусловлено ухудшением экономической ситуации в стране, рассказывает Биденко. «Население сокращает потребление товаров и услуг не первой необходимости, как следствие, часть рекламодателей на таком спаде предпочитают временно сократить или не инвестировать в рекламу своей продукции», — говорит директор рекламного агентства Master Ad Андрей Никитич. Много компаний из категорий недвижимости, автомобилей, СМИ резко сократили размещение наружной рекламы, отмечает Артем Биденко. «FMCG, ритейл и телеком пытаются поддерживать размещение на прежних объемах», — говорит он.
Начальник отдела маркетинга компании «Си Эй Автомотив» (официальный дистрибьютор Chery в Украине) Павел Радукан говорит, что на снижение размещения внешней рекламы повлияло сразу несколько факторов. Автомобильные рекламодатели постепенно перенаправляют свои и так уменьшающиеся рекламные бюджеты в сторону интернет-рекламы, говорит он. Кроме того, повлияли и политические события в Киеве, из‑за чего в центре города уменьшилось количество физически доступных рекламных плоскостей, добавляет Радукан.
Хотя Артем Биденко отмечает, что политический фактор, в частности Майдан, прямо не повлиял на заполняемость плоскостей как в Киеве, так в целом по Украине. «Только немного пострадали плоскости в центре столицы, на которых не размещалась реклама», — говорит он. Падение заполняемости наружной рекламы вызвано исключительно экономическими факторами, утверждает Биденко. Никаких законодательных изменений, которые негативно бы повлияли на рынок наружной рекламы, за последний год не было, добавляет он.
Комментарий от коммунального предприятия «Київреклама» получить не удалось. Однако ранее в сообщении Киевской горгосадминистрации указывалось, что в январе «Київреклама» перечислила в бюджет Киева 8 млн грн, что составило 100 % запланированной на этот период суммы поступлений от размещения внешней и рекламы на столичном транспорте. С 1 января 2014 г. в Киеве действуют новые тарифы на размещение наружной рекламы и рекламы на транспорте, в результате чего в среднем стоимость размещения увеличилась на 20 %, говорил ранее заместитель председателя — руководитель аппарата Киевской горгосадминистрации Александр Пузанов. Андрей Никитич говорит, что рост расценок на размещение наружной рекламы в Киеве с 1 января 2014 г. не стал решающим фактором для сокращения размещения рекламы на внешних носителях.
Политики помогут наружной рекламе
Уровень заполняемости плоскостей в ближайшие месяцы будет по‑прежнему зависеть от общей экономической ситуации в стране, считает Артем Биденко. «Пока прогнозы давать очень сложно», — говорит он. Директор компании Doors consulting Сергей Смоляр предполагает, что в марте рекламодатели продолжат сокращать рекламные бюджеты. Но так как объявлены выборы как в местные органы власти Киева, так и президента Украины, снижение коммерческой рекламы будет компенсироваться ростом политической, считает он. Это, по мнению Смоляра, увеличит заполняемость наружной рекламы, вполне возможно — до максимума. В свою очередь это создаст предпосылки для роста цен на наружную рекламу до 20‑25 %, предполагает он. Рекламные кампании политиков стартуют на внешних носителях уже через неделю — десять дней, считает Андрей Никитич.