С 00:00 20 марта таможенные органы Российской Федерации прекратили пропуск товаров из Украины (украинского происхождения) в пунктах пропуска украинско-российской границы. Об этом сообщила Ассоциация международных автоперевозчиков (АсМАП) Украины, уточнив, что таможенное оформление товаров из третьих стран продолжается.
Украинские экспортеры подтвердили эту информацию. «У одной из наших компаний, поставляющей продукты питания собственного производства в Россию, вчера вечером на российской таможне было заблокировано 15 фур с товаром. Юридических оснований нет.
Эмбарго», — написал на своей страничке в Facebook директор по операционной деятельности «СмартХолдинга» Алексей Тимофеев.
По информации Государственой пограничной службы Украины, с 11:30 вчерашнего дня пропуск товаров украинского происхождения через украинско-российскую границу возобновился. «Начали пропуск, но с выгрузкой, сумасшедшими досмотрами, большими задержками», — заявил вчера главный исполнительный директор группы компаний «Милкиленд» Анатолий Юркевич.
Бизнес опасается, что в нынешней ситуации блокировкой украинского экспорта и повышенным контролем на таможне российская сторона не ограничится — далее могут последовать торговые барьеры. Вчера во время встречи с лидерами бизнеса на вопрос представителя компании AVON Натальи Новиковой о том, каковы будут действия таможенной службы в случае повышения Россией пошлин на ввоз товаров в Украину, новоназначенный глава Государственной таможенной службы (ТС) Виталий Науменко ответил, что вопрос пошлин не совсем в ведении таможенной службы.
«На сегодня действует соглашение о зоне свободной торговли. Что будет дальше… Я за то, чтобы был мир и мы сохранили дружеские отношения с нашими соседями», — сказал он. При этом руководитель службы анонсировал ряд приоритетных направлений, по которым будет осуществляться реформа таможни.
Акценты реформы
Предполагается, что изменения в таможне будут осуществляться по четырем векторам: экономические реформы, борьба с таможенными правонарушениями, технологическая модернизация и кадровые изменения. В частности, Виталий Науменко обещает полностью перейти на электронный документооборот и сократить количество документов, необходимых при таможенном оформлении.
В целях сокращения расходов на сопровождение судебных споров и более эффективного их решения глава ТС инициирует создание нового, укомплектованного юристами структурного подразделения по рассмотрению жалоб в центральном аппарате таможенной службы. Предполагается также создать на таможне группы мониторинга, которые будут оперативно реагировать на правонарушения при ввозе / вывозе товаров.
«Я поддерживаю быстрое прохождение таможенного контроля на границе с перенесением всех контрольных процедур на этап постаудита. Однако для создания механизмов контроля на этапе постаудита необходимо время, в связи с чем этот вопрос, как и вопрос определения таможенной стоимости, мы будем рассматривать немного позже», — рассказал о своих намерениях Виталий Науменко.
Несмотря на все эти планы по реформированию ведомства, Науменко дал понять, что первоочередной задачей таможенной службы остается все‑таки пополнение бюджета. Он подчеркнул: «Сегодня у государства есть проблемы с обеспечением поступлений в бюджет от уплаты налогов… Наша задача — обеспечить полноту поступлений в казну».
Бизнес не уверен
В целом представители бизнеса позитивно отнеслись к анонсированным новым руководителем векторам реформирования. Тем не менее, полной уверенности в том, что эти изменения будут осуществляться с учетом их мнения или вообще будут осуществляться, нет. «Пока уверенности в том, что к нам будут прислушиваться, нет. Это пока первые шаги нового руководства таможенной службы. Сложно сказать, как будет дальше развиваться ситуация», — колеблется в своих прогнозах генеральный директор СOMFY Геннадий Вербиленко.
По словам вице-президента по стратегическому развитию Американской Торговой палаты в Украине Тараса Качки, перед таможенной службой стоит несколько вопросов. Первый — способность службы в условиях кризиса и трансформации (разъединения Министерства доходов и сборов. — «Капитал») обеспечить модернизацию. «К примеру, тот же постаудит. Его внедрение связано не только с законодательным обеспечением, но и со способностью таможенников осуществлять такой контроль. Для этого нужна целая армия образованных чиновников-профессионалов», — уверен эксперт.
Второй вопрос связан с наполнением казны. Необходимость обеспечивать поступления в бюджет, по мнению Качки, является дополнительным сдерживающим фактором для внедрения анонсированных либеральных моделей. На первом этапе проведения реформ существует риск, что поступления в бюджет сократятся. «И если этот риск будет большим, то те или иные инструменты внедряться не будут, если же возможные потери будут более-менее управляемыми, тогда, скорее всего, эти решения будут приняты», — считает он.
В свою очередь, одним из источников дополнительных средств Геннадий Вербиленко в комментарии «Капиталу» назвал меры по борьбе с серым импортом. «Это сделать достаточно несложно. Нужно реализовать всего несколько законодательных инициатив, и можно серьезно изменить ситуацию с бюджетом», — сказал он, отметив важность учета мнения белого бизнеса в этом вопросе.