Украинцы отказываются от покупки новых легковушек. В марте 2014 г. продажи авто составили 9,43 тыс. шт, что в два раза меньше по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, свидетельствуют данные консалтинговой компании AUTO‑Consulting. Снижение реализации на 34,2 % зафиксировано и по сравнению с февралем текущего года. Это стало самым худшим месячным результатом за последние четыре года. Меньше, автомобилей, по данным AUTO‑Consulting, автосалоны продали только в январе и феврале 2010 г. — 7,5 и 8,4 тыс. шт. соответственно.
Автомобили подорожали
Снижение рынка в основном связано с повышением цен на все новые автомобили, что стало следствием девальвации гривни, рассказывает председатель правления компании «Рено Украина» Ян Птачек. Если в феврале у импортеров были большие запасы автомобилей, завезенных и растаможенных по курсу 8‑9 грн за доллар, то в марте их практически не осталось, добавляет директор департамента маркетинга и рекламы компании «НИКО Менеджмент» Ярослав Вовк. Ближе к концу марта «дешевых» автомобилей становилось все меньше, и рынок объективно стал сокращаться, добавляет директор департамента Mazda компании «Авто Интернешнл» Юлия Сивак. «К тому же, в феврале клиенты, которые планировали купить автомобиль немного позже, поспешили осуществить покупку из‑за начала девальвации», — говорит Ян Птачек. Это, по его словам, привело к росту рынка в феврале на 20 % по сравнению с аналогичным месяцем 2013 г.
до 120 тыс. шт. могут упасть продажи новых легковых автомобилей в 2014 г.
В марте авто дорожали каждую неделю на 5‑10 %, говорит директор по маркетингу группы компаний «АИС» Сергей Боровик. По его данным, средняя цена автомобиля выросла на 30‑40 % в гривневом эквиваленте. «У покупателей осталась на руках та же сумма в гривневом эквиваленте, но автомобиль, который подорожал на 30‑40 %, они уже купить не могут», — говорит Боровик и отмечает, что некоторые покупатели приобрели более дешевую модель, а другие временно отказались от покупки. Падению продаж способствовало ужесточение условий кредитования. «Резко снизилась доля продаж автомобилей в кредит», — отмечает Боровик. Он поясняет, что если в январе-феврале 2014 г. на кредитные машины приходилось 20‑25 % от общих продаж, то в марте — около 10 %.
Пессимистичные ожидания
В ближайшее время автомобильный рынок столкнется с критически низким объемом продаж, считает Боровик. По его мнению, в апреле ожидается еще большее падение. У людей сейчас уже нет такой существенной «жировой прослойки», как в успешных и доходных 2007‑2008 г., говорит Юлия Сивак. «В ближайшей перспективе рост продаж практически невозможен», — говорит начальник отдела связей с общественностью компании «Ниссан Мотор Украина» Владимир Иванов.
Ожидается, что продажи новых автомобилей в 2014 г. будут меньше, чем в 2009 г., когда они составили 162 тыс. шт, прогнозирует Юлия Сивак. «Объемы в 150 тыс. шт. можно назвать оптимистичным прогнозом», — подчеркивает она. К таким низким показателям, по мнению Сивак, приведет и неопределенный статус Крыма, на который прежде приходилось 4‑5 % общих продаж. Ярослав Вовк предполагает, что с учетом текущей ситуации прогноз рынка на конец года составит 140 тыс. автомобилей, что на 30 % меньше по сравнению с 2013 г. Самый пессимистичный прогноз у Боровика: «При сложившейся ситуации это 120‑140 тыс. автомобилей».
Предпосылками для восстановления автомобильного рынка могут выступить следующие факторы: стабилизация курса гривни, либерализация законодательства (отмена утилизационного сбора и др.), возобновление автокредитования и пр., говорит Ярослав Вовк. О росте авторынка мы сможем говорить не ранее 2015 г., прогнозирует директор по маркетингу группы компаний «АИС» Сергей Боровик.