В марте по приглашению Александра Клименко и министра финансов Юрия Колобова Киев посетила техническая миссия МВФ. По результатам визита четыре специалиста департамента по бюджетным вопросам фонда подготовили отчет с рекомендациями по реформированию украинской системы налогообложения, который имеется в распоряжении «Капитала». Следование этим советам просматривается по всему проекту изменений Налогового кодекса. К примеру, Миндоходов предлагает лишить ряд отраслей льгот по налогу на прибыль, на чем также настаивали эксперты МВФ.
По мнению специалистов фонда, в нынешних условиях в Украине налоговые льготы пока приносят одни только потери, не пополняя государственный бюджет, не способствуя привлечению инвесторов и модернизации экономики, так как они выделены неконкурентоспособным отраслям. Последовав этой рекомендации, Миндоходов предложило взимать 16 %-й налог с прибыли отелей категорий «три», «четыре» и «пять» звезд. Напомним, с принятием НК в 2011 г. правительство ввело 0 % налог для отелей этих категорий, чтобы простимулировать их строительство к Евро-2012. Не повезет и компаниям, добывающим газ метан из угольных месторождений, предприятиям топливно-энергетическом комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, производителям фильмов, мультипликации, космической техники и детского питания. Правда, Миндоходов по пути урезания льгот не пошел до конца, сохранив их для производителей сельскохозяйственной техники, легкой промышленности, судо- и самолетостроения, которые до 2021 г. освобождены от уплаты корпоративного налога, а также для аграриев, имеющих специальный льготный режим, и производителей программного обеспечения, платящих 5 % налога вместо 16 %. Министерство обошло своим вниманием и другие популярные среди бизнеса льготы — по НДС и акцизным сборам.
Проектом изменений НК предлагается убрать нормы, доказавшие за последние два года свою неэффективность — в частности, по налоговой разнице (разница, с которой активы и обязательства в отчетном периоде оцениваются в налоговом и бухгалтерском учете). Это понятие появилось в налоговом законодательстве, когда авторы кодекса версии 2011 г. попытались гармонизировать нормы бухгалтерского и налогового учетов. «Очевидно, что Минфин не предложил прозрачный механизм расчета налоговых разниц, а все инициативы остались неподержанными со стороны профессиональных общественных организаций», — отмечает Елена Макеева, управляющий партнер аудиторской фирмы «Аксенова и Партнеры», Geneva Group International и вице-президент Совета независимых бухгалтеров и аудиторов.
Взамен Миндоходов предлагает новый механизм расчета налогооблагаемой прибыли, взяв за отправную точку финансовую отчетность за отчетный период, и вводит понятие «налоговая корректировка». Например, предприятие в финансовой отчетности в состав расходов включило затраты, не связанные с хозяйственной деятельностью. По правилам, такие расходы не могут быть включены для целей налогообложения налогом на прибыль. Поэтому законопроект предлагает увеличить налогооблагаемую прибыль на эту сумму, чтобы компенсировать ее и тем самым исключить из налогового учета. «Такой подход не повлияет на расчет налогооблагаемой прибыли предприятий, однако значительно упростит работу проверяющих, — убеждена Елена Макеева. — Думаю, это основная цель законопроекта».Кстати, именно блок по налоговым корректировкам выдает сырость законопроекта. Например, документ предлагает увеличить финансовый результат до налогообложения компании, продавшей товар или услугу связанному лицу или не плательщику налога на прибыль, на сумму разницы между рыночной стоимостью проданных товаров и их стоимостью согласно договору, если цена сделки как минимум на 20% меньше рыночной. Как отмечает директор налогово-юридического департамента Deloitte Владимир Юмашев, эта норма сохраняет старый порядок, и в случае принятия закона о трансфертном ценообразовании (ТЦО), первое чтение которого запланировано на 6 июня, ее надо будет удалить из кодекса, поскольку она фактически будет нейтрализовывать действие закона о ТЦО.