Страна погрузилась в режим ожидания. Это не ожидание чего‑то хорошего. Нынешнее состояние замешано на тревоге, приправлено гигабайтами новостей о грядущих то ли войне, то ли кризисе. Гривня дешевеет, цены на заправках и в супермаркетах растут. Трудно быть оптимистом, находясь в бешеном водовороте из фактов, гипотез, событий и прогнозов.
Еще труднее развивать предпринимательство, будучи пессимистом. Нынче бизнес замер. Каждый сосредоточен на том, чтобы вынуть из дела все, что только можно, уйти «в кеш», и, почитывая ленту новостей, ждать, что же дальше.
У каждой болезни есть три стадии: острая, клиническая и хроническая. Еще немного — и наша болезнь stand by перейдет в хроническую стадию. За которой последует апатия и разочарование. В этом много вины и нынешней власти. Оглядываясь назад, не могу отыскать ни одного подвига со стороны нового руководства страны. Натянутую четверку с минусом можно поставить только пакету антикризисных законов. В нем много непопулярных мер, но он необходим. Газовые скидки для населения давно нужно было трансформировать в адресную помощь одним категориям, а другим предложить лояльные условия кредитования на повышение энергоэффективности. Пусть сейчас налог на доходы с депозитов не ко времени, но он также нужен стране. Сложно мотивировать себя открыть автомойку или киоск с хот-догами, когда в банке можно без лишней возни получить 20 % годовых дохода. Ничего предосудительного не вижу и в налоге на покупку валюты.
Такие выводы можно сделать, рассматривая отдельные фрагменты. Картина же в целом не так благообразна. Нельзя сделать налоговую реформу, запустив к имеющимся полутора сотням налогов еще десяток. Все наоборот: нужно построить такую систему, которая бы стимулировала платить налоги. А для этого ее нужно упростить, сделать прозрачной и, пользуясь патриотическими настроениями в обществе, пустить в счастливое плавание. Остро необходимо искоренить коррупцию или хотя бы начать с ней бороться. Не в телевизионных интервью, а там, у шлагбаума на таможне. У нас осталось совсем немного времени на бездействие. Еще месяц, и мы незаметно для самих себя войдем в хроническую стадию. Общаясь с разными чиновниками, я не раз говорил, что необходимо срочно уменьшать размер НДС. Зачем бороться со схемами ухода от уплаты этого налога, если можно просто уменьшить его до стоимости этих схем. Они, как в анекдоте про хирурга и терапевта, отвалятся сами. И казна точно не останется в накладе. Но каждый раз в ответ слышу ни к чему не обязывающее: не моя компетенция. Вопрос‑де, решается не здесь, а где‑то наверху. Пусть так, но не молчите. Нельзя и дальше молчать. Я вот пишу: НДС должен быть 9 %. О’кей, пусть 10 % — чтоб всем было хорошо. И упростить систему администрирования налога.
Налоговики должны заниматься только персональными налогами: купил мерседес — покажи, где взял деньги, — остальное должно происходить автоматически.