Сразу в нескольких городах частные перевозчики инициировали повышение тарифов на проезд в маршрутном транспорте. Это, пожалуй, первый случай, когда транспортные компании из разных регионов страны массово и одновременно стали обращаться в горсоветы для согласования стоимости проезда. Поводом пересмотреть цены послужило резкое удорожание топлива, вызванное девальвацией курса гривни по отношению к доллару и евро. Несмотря на аргументацию компаний, далеко не все местные власти идут им навстречу, настаивая на общественном обсуждении тарифов.
Договориться о цене
Наиболее заметно стоимость проезда в маршрутках подняли киевские компании — преимущественно на 1 грн. Во Львове такую возможность рассматривали несколько недель, но не решились на пересмотр цен без обсуждения с жителями города. Львовские перевозчики еще в марте обратились в горсовет, представив свои расчеты. Как следует из объяснительной записки соответствующего проекта решения, компании предлагают поднять проезд на 1 грн — с 2 грн до 3 грн.
Аргументация перевозчиков сводится к тому, что в последний раз при пересмотре тарифов в 2011 г. стоимость топлива составляла 6,95‑7,35 грн / л, а уровень рентабельности компаний при тех ценах — 15 %. Однако, согласно расчетам львовских перевозчиков, почти за три года топливо выросло в цене на 47 %, подорожали также смазочные материалы и запчасти. В других городах ситуация сходная.
По словам директора предприятия «Евробус Полтава» Михаила Костова, согласно их расчетам, экономически обоснованная цена составляет свыше 3,2 грн. Тариф в 3 грн, о котором просят полтавские транспортники, по мнению предпринимателя, является минимально возможным, чтобы компании не работали в минус. Тем более, что они уже вынуждены сокращать количество машин на маршрутах.
на 47 % за три года выросло в цене топливо, согласно расчетам перевозчиков
Мэр Полтавы Александр Мамай, несмотря на обещания перевозчиков устроить общегородскую забастовку и не выйти на маршруты, порекомендовал им направить свои расчеты в полтавское отделение Антимонопольного комитета и Госценинспекцию. По словам мэра, повышение на гривню сейчас вряд ли возможно, учитывая возможные последствия этого шага для бюджета горожан. Не спешат удовлетворять запрос маршрутных перевозчиков и в запорожском горсовете. Власти города также предложили вынести вопрос на общественное обсуждение и по его результатам определяться с окончательным тарифом.
Более сговорчивы местные власти к перевозчикам, хлопочущим об относительно невысоком пересмотре тарифов — до 0,50 грн. В частности, на это пошли муниципальные руководители Одессы, Мелитополя, Чернигова, разрешив поднять цены на проезд по отдельным маршрутам. По словам Александра Фонтанкина, и. о. директора департамента транспорта, связи и организации дорожного движения одесского горсовета, одобрившего удорожание проезда с 12 апреля, в последний раз тариф на проезд в маршрутках города повышался в 2011 г. И попытки перевозчиков договориться о пересмотре тарифов в последние три года заканчивались отказом города.
Теперь же, по мнению чиновника, подорожание на 0,50 грн является минимальной компромиссной ценой, о которой удалось договориться бизнесу и власти. Но, как, например, отметил гендиректор компании «Автопарк» (Запорожье) Валерий Глухенький, повышение на полгривни не спасет компании от убытков, вызванных прежде всего подорожанием топлива.
Впрочем, в горсоветах обращают внимание на то, что, как правило, маршрутные такси переоборудованы под работу на газе, а не на бензине или ДТ. Газ же в последнее время не дорожал так стремительно, как другие виды топлива. С начала года стоимость газа на украинских заправках в среднем выросла на 0,20 грн, а пик подорожания пришелся на первую половину марта. Сегодня в рознице стоимость сжиженного газа СПБТ едва достигает 7 грн / л.
Неблагородный риск
Договоренность с властями об увеличении стоимости проезда не является для компаний окончательным вердиктом. Поскольку в ценообразование проезда может вмешаться Антимонопольный комитет, уличив предприятия в экономически необоснованных тарифах и злоупотреблении рыночной властью. Тем более что примеры таких разбирательств уже были, причем совсем недавно.
В марте АМКУ начал расследование после повышения тарифов на проезд в маршрутках Борисполя. А в прошлом году возбудил дело в отношении пяти полтавских перевозчиков за повышение стоимости проезда на 0,50 грн. Тогда поводом для начала разбирательств послужила согласованность действий транспортников. И это несмотря на то, что тариф был согласован с городскими властями. В итоге штрафовать компании комитет не стал, но обязал вернуть стоимость проезда на прежний уровень.