В понедельник министр финансов нашей страны Александр Шлапак подписал с Агентством Соединенных Штатов по международному развитию (USAID) соглашение, согласно которому Украина выпустит в 2014 г. еврооблигации, обеспеченные гарантиями Соединенных Штатов. Сумма заимствования, как в марте и обещал Вашингтон, составит $ 1 млрд. Согласно декларации о намерениях, дополнительно подписанной Шлапаком и американским министром финансов Джейкобом Лью, условия эмиссии Киев и Вашингтон определят в ходе совместных предварительных консультаций. Но и без знания конкретных параметров выпуска участники рынка уже в предвкушении этих ценных бумаг.
В восточном стиле
Украина не стала первым и уникальным получателем кредитных гарантий от США в лице USAID — федерального правительственного агентства, уполномоченного предоставлять финансовую помощь за рубежом. Наоборот, в данном случае Вашингтон использует свой прошлый опыт выдачи кредитных гарантий на Ближнем Востоке. За последние два с половиной года подобную помощь получили Иордания и Тунис, а ранее в 2005‑м — Египет. В частности, в июле 2012 г. Тунис получил американские гарантии под выпуск еврооблигаций на $ 485 млн после так называемой Второй Жасминовой революции 2011 г., когда экономика погрузилась в рецессию и в результате революционных событий был свергнут президент Зин эль-Абидин Бен Али. Именно это восстание спровоцировало волну аналогичных протестов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в том числе в Египте, Ливии, Сирии, Бахрейне и Йемене. Иордании помощь от Вашингтона в размере $ 1,25 млрд кредитных гарантий досталась в октябре прошлого года после того, как экономика королевства пострадала из‑за притока беженцев из соседней Сирии и перебоев с поставками природного газа из Египта. В обоих случаях правительство США предоставляло 100 %-ю гарантию по погашению основной суммы долга и выплате процентов по нему.
Дешево и без риска
Оба ближневосточных размещения, «поручителем» по которым выступил Вашингтон, были семилетними и имели доходность на 60‑70 базисных пунктов выше установившейся на тот момент доходности по американским казначейским облигациям со сравнимыми сроками погашения. К примеру, еврооблигации Туниса были размещены в июле 2012 г. под 1,686 % годовых — со спредом в 70 базисных пунктов по сравнению с гособлигациями США. В это время еврооблигации Туниса с погашением в 2020 г. торговались с доходностью 5,6‑5,7 % годовых. А суверенные обязательства Иордании, выпущенные в октябре 2013 г., имели доходность 2,503 % годовых — на 60 базисных пунктов выше доходности по американским гособлигациям.
Выпуск украинских еврооблигаций под американские гарантии, скорее всего, будет аналогичен ближневосточным — длинный и привязанный к доходности казначейских облигаций США. «Для Украины сейчас оптимальными сроками для новых выпусков будут пять лет или уже начиная от 10 лет. Эти погашения будут приходиться на менее нагруженные внешними выплатами периоды в 2019 и 2024 гг. либо позже», — полагает старший финансовый аналитик группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Тарас Котович. В то же время 7‑летний выпуск будет приходиться на 2021 г., в котором уже предстоит погашение еврооблигаций на $ 1,5 млрд, поэтому этот срок обращения возможен, но менее привлекателен.
Украинские еврооблигации, которые сейчас находятся в обращении и должны быть погашены через семь лет — в 2021 г., торгуются с доходностью 10,39% годовых
Спред доходности этого выпуска относительно казначейских облигаций США составит до 100 базисных пунктов, по мнению руководителя аналитического департамента Concorde Capital Александра Паращия. Таким образом, доходность по нему составит около 3‑4 % годовых при доходности на уровне 1,63 % по пятилетним и 2,66 % по десятилетним казначейским облигациям США по состоянию на 14 апреля. Это намного дешевле, чем бумаги, которые Украина с ее кредитным рейтингом ССС по версии Standard & Poor's смогла бы сегодня разместить без поддержки США. Отечественные еврооблигации, которые сейчас находятся в обращении и должны быть погашены через семь лет — в 2021 г., торгуются с доходностью 10,39 % годовых. Помимо выгодности для украинского правительства, такое размещение будет привлекательно и для инвесторов. «Он может быть привлекательным для консервативных инвесторов, предпочитающих нерискованные активы, поскольку благодаря гарантии риски по ним будут не очень существенно отличаться от казначейских обязательств США, но приносить более высокий доход», — говорит Котович.
Правда, не стоит ожидать, что это размещение откроет украинскому правительству окно для дешевых заимствований за рубежом. По мнению Паращия, это будет «единоразовая акция», которая не повлияет на новые выпуски евробондов, гарантированные Киевом, или на их вторичный рынок. Впрочем, потребности в новых размещениях может и не быть. До конца текущего года Украина должна выплатить около $ 5 млрд валютных долгов суверена и НАК «Нафтогаз», и потребности в такой сумме валюты вполне могут покрыть $ 27 млрд на два года, обещанные МВФ, Евросоюзом и другими международными организациями и государствами Украине.