Конфликт между украинскими металлургами и угольщиками, начавшийся в начале апреля из‑за попыток запретить импорт коксующегося угля в Украину, улажен. По крайней мере на 2 месяца. По словам председателя научно-производственной ассоциации предприятий коксохимической промышленности «Укркокс» Анатолия Старовойта, на совещании в Министерстве энергетики и угольной промышленности стороны договорились отложить до лета рассмотрение вопроса о том, нужно ли запрещать импорт угля. Об этом он сообщил вчера на круглом столе «Энергетическая безопасность промышленности Украины».
Собрались отстаивать
«Капитал» писал об инициативе правительства возобновить квотирование угольного импорта и о реакции потребителей импортного угля (главным образом коксохимиков, металлургов, цементников). Последним было поставлено условие ежеквартально выкупать 1 млн т отечественного угля, и в случае его выполнения Минэнергоугля обещало не заикаться о квотировании.
Несмотря на то, что в январе-марте потребители выполнили это обязательство, в начале апреля стало известно, что готовится проект постановления Кабмина о включении угля коксующихся марок в перечень товаров, ввоз которых подлежит ограничениям. «Согласно достигнутым в декабре 2013 г. договоренностям между металлургами и угольными шахтами, металлурги в І квартале 2014 г. взяли на себя обязательства выкупить у государственных шахт определенное количество угля. И, насколько мне известно, выполнили их», — сообщил «Капиталу» руководитель представительства меткомбината «АрселорМиттал Кривой Рог» в Киеве Владимир Ткаченко. Подтвердил это и Старовойт, сообщивший, что обязательства по выкупу украинского угля даже были перевыполнены в I квартале на 100 тыс. т.
Металлурги и цементники решительно настроены отстоять право ввозить необходимые им объемы сырья, ссылаясь на то, что практика ограничений на импорт противоречит нормам ВТО и законодательству самой Украины. «Наша правовая позиция поддерживалась в ВТО и дипломатических представительствах многих государств, включая страны Евросоюза», — заявил директор правового департамента корпорации Индустриальный союз Донбасса (ИСД) Сергей Ткаченко. Если квотирование будет введено, полагает он, это может вызвать еще один судебный процесс в Украине и непростую дискуссию в комитетах ВТО.
А в компании «Хейдельберг-цемент» «Капиталу» сообщили: «Ограничение импорта коксующихся углей и отсутствие квот для цементных предприятий приведет к простою технологических линий наших заводов».
Для чего нужен импорт
Анатолий Старовойт рассказал, что после подорожания газа еще в середине 2000-х металлургические предприятия стали внедрять технологию вдувания пылегольного топлива (технология ПУТ) в доменном производстве при выплавке чугуна. По оценкам Старовойта, из 9 млрд куб. м газа, который потребляют металлурги в год, около 3 млрд куб. м идет именно на производство чугуна.
Внедрение технологии ПУТ позволяет отказаться от использования газа при выплавке чугуна и снизить себестоимость производства тонны чугуна примерно на 10 %. Сегодня по технологии вдувания ПУТ работают 4 печи на Алчевском металлургическом комбинате (корпорация ИСД), 2 печи — на Донецком металлургическом заводе (группа «Донецксталь»), 5 печей — на меткомбинате им. Ильича («Метинвест»), 3 печи — на «Запорожстали». Также в этом году технология ПУТ будет внедряться на двух печах Енакиевского металлургического завода («Метинвест»), и на двух печах Днепровского меткомбината им. Дзержинского (ИСД).
Своего не хватает
По оценкам Анатолия Старовойта, для производства 30 млн т чугуна (столько было запланировано выплавить в 2014 г.), металлургам нужно почти 10 млн т коксующегося угля. «Кроме того, для использования технологи ПУТ для производства этого объема чугуна нужно еще 2,5 млн т угля», — пояснил он.
Однако технология ПУТ требует использовать кокс высокого качества, для производства которого металлургам нужен именно импортный уголь, в котором более низкое, по сравнению с украинским, содержание серы. «Обычный кокс, который мы получаем из украинского угля, неудовлетворительного качества», — пояснил руководитель ассоциации «Укркокс». По словам Старовойта, в Украине только три шахты добывают уголь, пригодный для производства кокса требуемого качества: «Красноармейская-Западная», шахта им. Скочинского и «Южно-Донбасская № 3». «Но из угля, который добывают эти шахты, можно получить только 3,5 млн т кокса, тогда как металлургам нужно 13‑14 млн т», — отметил Старовойт. Если металлургов ограничат в возможности импортировать качественный российский уголь, они будут вынуждены либо увеличить расход кокса на тонну выплавляемого чугуна, либо использовать природный газ. «Если мы берем только украинский уголь, то получаем кокс низкого качества и пылеугольное вдувание отменяется», — пояснил Старовойт. Следовательно, металлургия увеличит потребление газа.
Копанки дают неликвид
По словам Старовойта, после активизации нелегальной добычи угля кустарным способом у коксохимиков начались трудности. Добытый на «копанках» уголь, качество которого невозможно контролировать, поставляли на государственные шахты, а затем продавали как добытый легальным способом. «Некоторые шахты продавали угля больше, чем сами добывали», — рассказал Анатолий Старовойт. По его оценкам, в год на производство кокса поступает около 2 млн т угля, добытого в «копанках».