Економіка

госрегулирование

Кнут без пряника. Не доверяя бизнесу, НБУ сохранил ограничения на валютном рынке

Не доверяя бизнесу, НБУ сохранил ограничения на валютном рынке
Пролонгированная норма призвана нейтрализовать раскачивание курса экспортерами и импортерами, настроения которых по-прежнему подвержены политическим рискам
Фото: Константин Мельницкий

Национальный банк вчера обнародовал принятое еще 12 мая постановление № 270, которым сохранил уменьшение сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров с 180 до 90 календарных дней, а также продлил требование об обязательной продаже на межбанковском валютном рынке 50% поступлений в иностранной валюте. Обязательная продажа половины валютной выручки была введена в Украине 19 ноября 2012 г. Тогда же Нацбанк сократил срок ее возврата с 180 до 90 дней. С тех пор регулятор дважды продлевал эти нормы — в мае и ноябре прошлого года. Если бы он не продлил их в этот раз, действие норм закончилось бы вчера, 19 мая. Но в Нацбанке решили, что сейчас отказываться от этой нормы преждевременно. «Это будет способствовать ритмичности поступлений иностранной валюты на валютный рынок Украины, уменьшению давления на обменный курс и в результате — сбалансированию денежно-кредитного рынка Украины в целом», — объяснила решение правления Нацбанка директор генерального департамента денежной-кредитной политики НБУ Елена Щербакова.

Но эксперты объясняют решение регулятора проще — это предосторожность. «Нацбанк боится, что отмена этих норм повысит волатильность курса и неопределенность для бизнеса и населения», — говорит руководитель аналитического департамента SP Advisors Виталий Ваврищук.

Вместо чуда

До сих пор миссию уменьшения давления на валютный курс Нацбанк возлагал на углубление сотрудничества с Международным валютным фондом и другими зарубежными кредиторами. «Укрепление национальной валюты, как уже подчеркивалось, произойдет в ближайшие две-три недели после старта программы сотрудничества между Украиной и МВФ, когда поступят первые средства от фонда», — обещал в середине апреля глава Нацбанка Степан Кубив. Но укрепления гривни так и не произошло, несмотря на то, что МВФ 7 мая перечислил Нацбанку первый транш в размере $ 3,19 млрд из обещанного кредита на $ 17,1 млрд. Полученная сумма пополнила золотовалютные резервы (ЗВР) страны, которые с начала 2013 г. потеряли 42 %, или $ 10,3 млрд, и составили на начало мая $14,23 млрд — минимум почти за девять лет. Таким образом, благодаря этой подпитке ЗВР выросли до $ 17,30 млрд. Вдобавок 14 мая Украина разместила пятилетние еврооблигации на $1 млрд, эмитированные под гарантии США.

Поступления валюты от западных кредиторов покрывают снижение поступлений за счет экспорта. По данным НБУ, в первом квартале экспорт товаров и услуг сократился на 6,2 % по сравнению с прошлым годом. За счет этого экономика недополучила около $ 1,2 млрд. Позитивом для НБУ стало и начавшееся в апреле ослабление ажиотажного спроса на инвалюту со стороны населения.

Нынешняя динамика курса гривни — это реакция прежде всего на политические новости об отношениях Украины с Россией и ситуацию на востоке нашей страны

При прочих равных, рассказывает аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь, все эти факторы обеспечили бы гривне укрепление. Однако этого не произошло. Напротив, с момента получения первого транша от МВФ курс гривни фактически не изменился. Вчера на момент закрытия межбанка курс доллара на покупку составил 11,90 UAH/USD — столько же, сколько накануне получения транша. А курс на продажу даже ухудшился с тех пор, составив вчера 12,05 UAH/USD против 12,0 UAH/USD 6 мая.

Политическая составляющая

Отсутствие позитивного эффекта от поступления валюты через долговые каналы связано прежде всего с тем, что сейчас динамика курса гривни — это скорее реакция на политические новости об отношениях Украины с Россией и ситуацию на востоке нашей страны. «Политические риски на данный момент перевешивают экономический позитив», — полагает Жолудь.

Нейтрализовать раскачивание курса, по мнению эксперта, и должны административные меры НБУ. Ведь деньги от МВФ и других иностранных кредиторов поступают лишь в госструктуры — правительство и НБУ, а настроения частного сектора продолжают быть подверженными политическим рискам. «Эта норма нужна как минимум до тех пор, пока не произойдт нормализация на валютном рынке именно за счет частного сектора», — отмечает руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александр Вальчишен. Например, по мнению Жолудя, в случае отмены этой нормы на валютном рынке возникла бы опасность сговора между крупными экспортерами о том, к примеру, когда выходить на межбанк с продажой валютной выручки, а когда нет, что привело бы к раскачиванию курса.

«Эту норму нужно оставить до тех пор, пока Украина не перейдет полностью на гибкое курсообразование, а политическая ситуация и курс гривни не стабилизируются», — считает Жолудь. Это значит, что в лучшем случае она должна действовать до осени текущего года, в худшем — до 2015-го. Как уточняет Вальчишен, она не противоречит режиму гибкого курсообразования и может сосуществовать с ним длительное время, как это происходит, к примеру, в Бразилии.

Впрочем, в Нацбанке настроены оптимистично. Принятые меры будут действовать в течение трех месяцев — с 20 мая до 20 августа, хотя до сих пор их вводили на максимально возможный срок — полугодие. По словам Щербаковой, это связано с улучшением рыночных ожиданий в условиях введения сотрудничества Украины с международными финансовыми организациями.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама