Украинский бизнес адаптируется к работе в новых условиях на полуострове. Не все идет гладко. Facebook изобилует фотографиями пустых полок в магазинах и аптеках. «Мы уже неделю не возим товары на полуостров», — отметил генеральный директор продовольственной сети Novus Игорь Ланда. Проблемы с поставками в Крым подтвердил и совладелец продовольственной сети «Фуршет» Игорь Баленко, а также продавцы лекарств, автомобилей, одежды, обуви.
С 17 мая продукция Херсонского завода «Данон Днипро» стоит на границе с Крымом, говорит директор по вопросам взаимодействия с государственными органами компании-производителя молочной продукции «Danone Украина» Сергей Мовчан. «В настоящее время мы выясняем причины этой блокировки, после чего будем искать пути решения», — говорит он.
Запрет на сало
Появившуюся в сети информацию о том, что нынешние власти на полуострове запретили ввоз всех видов продукции, главный санитарный врач Крыма Наталья Пеньковская опровергла. «Запрет касается только тех видов товаров, которые запрещены в России. Это сыры (полностью) и сладости, изготовленные корпорацией Roshen», — сказала она «Капиталу».
С 17 мая Россельхознадор запретил поставку в Крым украинской животноводческой продукции неаттестованных предприятий, сообщил изданию замруководителя управления ведомства в Крыму и Севастополе Игорь Полищук. Это одна из причин, почему продовольственные магазины не могут поставить товар на полуостров. «Запрет касается неаттестованных по российским нормам производителей. Аттестованные же предприятия могут поставлять продукцию, за исключением тех из них, к которым применялись предупредительные меры», — говорит он. Из 24 аттестованных производителей говядины право на поставки имеют только семь. Например, «Агропродукт», «Конотопмясо» и др. Право на поставки курятины закреплено за тремя производителями из пяти: «Агромарс», «Птицефабрика Снятинская Нова» и «Таврплюс».
Свинину украинские производители поставлять в Россию и в Крым не имеют права. Колбасу и мясные изделия могут завозит лишь пять из семи аттестованных предприятий: «Салком Плюс», «Горловский мясокомбинат» и др.
Украинской молочной продукцией могут побаловать крымчан и россиян только 14 из 27 аттестованных производителей. При этом к продукции пятерых из них применен усиленный контроль.
Нацбанк усложнил работу
Основной же проблемой ритейлеров является расчет с поставщиками. «Мы не можем вывести деньги с полуострова на материк», — сокрушается Игорь Баленко. По этой же причине отгрузку лекарств в Крым приостановили и фармдистрибьюторы. «Завезенных препаратов хватит только на две недели», — рассказал «Капиталу» менеджер компании-дистрибьютора, пожелавший остаться неназванным.
Проблемы с переводом денег из Крыма на материк связаны принятием Национальным банком 6 мая постановления № 260. Как ранее писал «Капитал», НБУ запретил проводить любые операции между полуостровом и материковой Украиной. Этот запрет пока может обойти только мелкий бизнес благодаря своей мобильности. Как рассказал директор небольшой одежной сети, его фирма работает через «посредников». «Схема как в 1990‑е. Отдаешь в Крыму деньги дяде Васе и забираешь эту сумму на материковой Украине у дяди Пети», — рассказывает собеседник издания. Комиссия за «пересылку» составляет около 3 %.
14 из 27 аттестованных производителей могут побаловать крымчан украинской молочной продукцией
По словам Баленко, до ухода из Крыма украинских банков за перевод денег на материк компания платила 3‑4 % от общей суммы, тогда как в других регионах страны комиссия небольшая. «Сейчас мы стараемся решить этот вопрос через российские банки», — говорит он.
Юридический казус
Теоретически украинские компании могут работать на территории полуострова как подразделение иностранной компании, но практически это невозможно: до 1 января 2015 г. такая регистрация в Крыму не проводится. Об этом рассказал «Капиталу» партнер юридической фирмы Proxima Алексей Дорошенко. До начала следующего года работающие на полуострове бизнесмены должны зарегистрировать свои предприятия в соответствии с требованиями российского законодательства. «Для регистрации документов нужны нотариусы, а они с марта не работают. Должны завтра возобновить деятельность, но начнут или нет — неизвестно», — поясняет юрист.
Некоторые бизнесмены вынуждены были оформлять свои предприятия в другом регионе в России, например в Москве, а затем регистрировать их в Крыму. Например, компания «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» передала два своих крымских объекта в управление специально созданной компании Retail Property 5. Крымским гипермаркетом сети Auchan теперь управляет российское подразделение ритейлера — ООО «Ашан».
«Продолжается процесс оформления предприятий согласно российскому законодательству», — отметила начальник отдела по работе с инвесторами и СМИ компании — производителя курятины «Мироновский хлебопродукт» Анастасия Соботюк.
Почти без проблем
Без особых трудностей в Крыму работают международные компании, которые могут себе позволить осуществлять расчеты в рублях, например, пивоваренная компания Efes Ukraine.
В пресс-службе пивоваренной компании Carlsberg Ukraine «Капиталу» сообщили, что отгрузки продукции продолжаются, но решение о поставках принимаются ежедневно. В компании поясняют, что предусмотрительность обусловлена небезопасной обстановкой на крымско-украинской границе. «Всем штатным сотрудникам Carlsberg Ukraine в Крыму мы предложили перейти на работу в другие торговые представительства компании на материке. Трудовые отношения с сотрудниками, которые отказались переходить в представительства Carlsberg Ukraine на материке, были прекращены», — отметили в пресс-службе.
В поисках выхода
Украинские бизнесмены стараются стабилизировать работу бизнеса за счет налаживания работы с российскими или местными поставщиками. «Сейчас ищем местных игроков», — говорит Игорь Ланда.
Крымские автосалоны стали заключать с российскими дилерами автоконцернов контракты на продажу их машин на полуострове. «Автомобили из России примерно на 5 % дешевле по сравнению с поставками с материковой Украины», — рассказывает менеджер симферопольского автосалона, просивший не называть его имени. Низкая цена на автомобили связана с тем, что в России налажено производство многими иностранными компаниями. Помимо этого, в России отсутствует 3 %-й сбор от стоимости автомобиля при постановке его на учет: вместо этого покупатель оплачивает так называемый дорожный сбор, размер которого составляет $ 100‑150. Правда, пока регистрация машин не началась — соответствующей базы на полуострове еще нет, и крымчане ездят на транзитных номерах.
Крымские фармацевты пытаются предотвратить дефицит лекарств, наладив сотрудничество с российскими поставщиками. Например, компания «Сиа Интернейшнл лтд» уже начала первые отгрузки лекарств, а «Протек» намерена сделать первые отгрузки в ближайшее время.
Цены растут
Однако многие игроки, преимущественно малый и средний бизнес, предпочитают оставить полуостров. До конца мая Kira Plastinina планирует закрыть три своих магазина в Крыму. «Мы не сможем работать в рублевой зоне, поскольку являемся украинским юридическим лицом», — говорит директор сети Марина Климова. Напомним, что с 1 июня, согласно закону «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», расчет на полуострове производится в рублях, а гривня получает статус иностранной валюты. Климова не пояснила, почему российское подразделение компании не хочет управлять крымские магазинами.
Совладелец сети супермаркетов по продаже бытовой техники и электроники Валерий Маковецкий говорит, что также склоняется к продаже либо к созданию совместного предприятия по управлению своими 16 супермаркетами на территории Крым. «Но окончательное решение пока не принято», — замечает он.
Оставшиеся игроки повышают цены. Игорь Баленко подтвердил, что в Крыму продукты питания стоят примерно на 10 % дороже по сравнению с товарами, которые продаются на материковой Украине. «В Крым сейчас более дорогая доставка», — поясняет он и добавляет, что при покупке крымских товаров сети необходимо уплатить местный НДС, а затем заплатить этот же налог и в Украине. Все эти затраты перекладываются на плечи конечного потребителя.