Облачные сервисы — потребительские услуги, которые не привязаны к офису компании, а только к дата-центру, где они обрабатываются, стали основной для многих глобальных и местных компаний. Бизнесменам они помогают экономить на операционных затратах, так как в процессе оказания услуг задействовано меньше людей и физических представительств, техники. Но есть и негатив. «Облака» становятся новым денежным мускулом супердержав, которые скупают успешные интернет-проекты, вкладывают в их становление и высасывают впоследствии с их помощью деньги из менее развитых стран. Люди быстро осваивают более современные услуги, отказываясь от устаревших аналогов внутри страны.
«Капитал» проанализировал шесть сегментов бизнеса, местные участники которых напрямую или опосредованно конкурируют с иностранными облачными сервисами, не имеющими в Украине отягощающих налоговых и социальных обязательств.
Телеком: Интернет превращает доходы в бесплатный трафик
Сервисы IP-телефонии вроде Skype и Viber, а также разнообразные интернет-мессенджеры начали оказывать заметное влияние на доходы украинских телекоммуникационных компаний лишь несколько лет назад. На графике хорошо видно, что начиная с 2006 г. доходы от услуг международной и междугородной связи в Украине съедала мобильная связь. Ситуация начала меняться в 2011 г., когда традиционная телефония продолжила падать, но и мобильные доходы тоже перестали расти. В 2013 г. они даже несколько сократились.
Становится очевидно, что развитие скоростного интернет-доступа не будет панацеей для телеком-операторов от снижающихся доходов. Крупнейший оператор скоростного домашнего интернета «Укртелеком» за 2013 г. увеличил заработок от этого направления всего на 4 % — до 1,326 млрд грн. При этом объем интернет-трафика в стране, по оценкам президента компании Mirohost Александра Ольшанского, увеличивается в 2,5 раза ежегодно. Это заставляет операторов расширять внутренние и международные сети. А отдачи нет.
Украинские мобильные сети, которые раньше особо не ощущали на себе влияния глобальной интернет-воронки (главном образом за счет отсутствия в их распоряжении скоростных 3G-сетей), в 2014 г. получили первый повод забеспокоиться. За счет того что в 2G-сетях становится все больше смартфонов на шустрых (Android, iOS) операционных системах, интернет-приложения галопируют. Так, по данным Admixer, в феврале мобильной версией Skype пользовались уже 1,86 млн человек. Еще год назад этот показатель близился к нулю. Skype в телефоне — киллер sms, обидчик звонков. Но мобильным операторам в последние годы удавалось компенсировать отток sms «живых людей» за счет набирающих популярность сервисных сообщений (уведомлений об операциях банков, доставке товара и пр).
О том, что мобильные клиенты начали экономить на традиционной голосовой связи, используя альтернативные источники коммуникаций, свидетельствуют последние финрезультаты профучастников. Так, у «Киевстара» среднемесячный доход с одного абонента (ARPU) в І кв. 2014 г. упал на 5 %, до 34,6 грн, а у МТС — на 7 %, до 35 грн. Естественно, на этот показатель влияет и такой фактор, как увеличение количества низкодоходных сим-карт за счет бума дуалсимов. Но он не единственный.
Данных о том, сколько же живых денег собирают в Украине популярные интернет-сервисы, нет. Но о приблизительных цифрах говорить можно. Например, в конце 2013 г. у Facebook в Украине было 3 млн активных пользователей (зашли в сеть хотя бы раз месяц). Средний ARPU соцсети по миру составлял в IV кв. 2013 г. $ 2,14. С такими показателями за счет украинских подписчиков Facebook может получать около $ 77 млн в год. Но эта социальная сеть зарабатывает главным образом на рекламе и не съедает заработок операторов связи напрямую, чего не скажешь о Skype, на который в прошлом году приходилась уже 1 / 3 всего мирового телефонного трафика. Доход этого сервиса в нашей стране также можно называть только приблизительно. Вводные таковы: 8,4 млн — украинская аудитория Skype, согласно Admixer, $ 8 — ARPU в среднем по миру, и только 1,3 % пользователей в мире платят за услуги. Таким образом за год сервис может заработать в Украине $ 10,5 млн. При этом огромный объем потенциального платного трафика украинских провайдеров Skype превратит в бесплатные звонки в своей сети. В прошлом году украинцы через Skype совершали 1,4 млн звонков в месяц, из них половину — за границу.
Без границ: Каждого пятого туриста забирает онлайн
Украинские туроператоры борются за 1 млн туристов. Такое количество людей имеют загранпаспорта и пользовались ими, объясняет коммерческий директор туроператора «Натали Турс» Иванна Чучман.
Среди украинцев, путешествующих в Европу, потенциальную аудиторию туристических интернет-сервисов, таких как Booking.com, Airbnb, составляет не более 20 %. Открытие шенгенской визы у граждан Украины обычно ассоциируется с огромными проблемами, поэтому около 80 % туристов обращаются сразу в агентства и даже не пытаются сделать это самостоятельно, рассказывает она.
По оценкам собеседницы, туристические порталы очень развиты в Европе и США, где более 50 % туристов пользуются их услугами. Путешественники самостоятельно планируют отдых онлайн, комбинируя перелет, трансфер и проживание. «Действительно, таким образом иногда получается быстрее и дешевле, чем при покупке готовых туров. Но дешевле лишь потому, что в тех странах агентства не дают туристам таких скидок, как в Украине», — отмечает эксперт. После отмены лицензий, по ее словам, в Украине появилось огромное количество турагентств, конкуренция среди которых очень высокая.
Чтобы удержать клиентов, они готовы даже давать скидку до 10 % от цены оператора. Руководитель турагентства Otpusk.com Андрей Ковнир добавляет, что по этой причине через интернет нет смысла заказывать туры в Турцию, Египет или Тунис.
Особняком стоят также и автобусные туры. «Программы такой насыщенности практически невозможно сформировать самостоятельно. А если даже попытаться, то цена такого тура получится в разы больше», — пояснил он. Хотя самостоятельное бронирование пока свойственно меньшей части интернет-пользователей, этот сегмент растет быстрее пакетного туризма. К примеру, количество гостей, отправившихся в путешествие с сервисом бронирования жилья Airbnb из Украины, в мае 2014 г. выросло на 176 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Большинство известных в мире туристических интернет-проектов не имеют популярных аналогов в Украине. Это, к примеру, сайт рекомендаций TripAdvisor, публикующий отзывы посетителей об отелях и ресторанах. По данным исследования компании ComScore, в 2013 г. его европейские версии ежемесячно посещали 25,6 млн человек. Согласно счетчику Alexa.com, 8,3 % посетителей российской версии на домене Tripadvisor.ru — жители Украины.
Финансы: деньги становятся невидимыми
По данным Института экономических исследований и политических консультаций, оборот электронных денег в Украине составляет порядка $ 2‑4 млрд ежегодно.
Основными игроками на рынке в гривневом сегменте являются WebMoney, LiqPay, НСМЭП, Global Money, MoneXy, MAXI и W1. В сегменте иностранной валюты работают такие компании, как «Яндекс.Деньги», QIWI (Россия) и PayPal (США). Несмотря на такой длинный список компаний, официально в Украине представлены только две платежные системы — Global Money и MoneXy. Именно они получили разрешение Нацбанка на работу с виртуальными деньгами. Однако лидерство на рынке досталось WebMoney.
Начальник отдела развития компании «ГлобалМани» Владимир Минаков поясняет популярность WebMoney ее первенством выхода на этот рынок. «Когда компания вышла в 2003 г., на ее деятельность никто внимания не обращал, но после того как она добилась уже миллионных оборотов, ею заинтересовались НБУ и другие госорганы», — говорит он, добавляя, что такой свободный оборот средств государство не может контролировать. Напомним, в начале сентября 2013 г. деятельность WebMoney была временно заблокирована по инициативе Миндоходов.
Консультант WebMoney Алексей Титов считает, что законодательное регулирование рынка электронных денег в Украине несовершенно и требует значительных доработок. По его мнению, нужно ввести отдельное понятие провайдеров платежных услуг, ведь такие сервисы приема платежей, как Portmone и iPay, не могут подпадать под то же регулирование, что и системы электронных денег.
Если такая норма будет принята, то это увеличит количество платежных систем в Украине, считает эксперт. В ближайшие годы государству также придется определиться с местным статусом криптовалюты Bitcoin. Как писал «Капитал», эти облачные интернет-деньги становятся в Украине все более популярными на фоне девальвации гривни. Но контролировать их обороты невозможно.
Веб-проекты: приграничное телевидение
В прошлом году в Украине появился спрос на перенос украинских интернет-ресурсов или хотя бы их зеркальных копий за границу. С легкими, не отягощенными сервисами сайтами все просто. Предприниматель может заказать услуги хостинга у американского облачного дата-центра, что, как правило, и происходит. Сложнее тем местным проектам, которые связаны с видеотрафиком, или игровым платформам, требующим постоянного соединения с главным сервером. Уловив спрос, международные компании, занимающиеся дата-центрами, стараются предложить украинцам хранение проектов в приграничных странах, таких как Польша. В прошлом году поиском местных клиентов для варшавского ЦОД занялся, например, Linxdatacenter — один из крупнейших европейских игроков. В 2014 г. на местный «транспортный» рынок обратила внимание одна из «дочек» Deutsche Telekom. Работа из окрестных дата-центров позволяет запускать в Украине проекты по интернет-телевидению, которое никак не регулируется в стране. Например, ТВ-платформа без прописки и адреса kartina.tv за €16 в год обеспечит качественную трансляцию российских телеканалов в Украине, еще и приставку телевизионную при необходимости пришлет. Хотя наиболее популярный в стране видеосервис ex.ua и имеет свои серверы на территории Украины, местной «прописки» у него нет. Его основатели прибалты. На подобные сервисы Нацсовет по ТВ и радиовещанию не имеет никакого влияния.
Электронная коммерция: Китайское счастье
Украинцы стали чаще делать покупки в иностранных интернет-магазинах. По данным исследования, проведенного компанией GfK Ukraine, сейчас уже 26 % украинских пользователей отовариваются через интернет за рубежом. В прошлом году эта цифра составляла 18 %.
Наиболее популярными товарами, которые украинцы приобретали на иностранных сайтах, стали одежда, аксессуары и подарки, бытовая техника и электроника.
По данным GfK Ukraine, в пятерку самых популярных интернет-магазинов вошли американский eBay.com, китайские Aliexpress.com и Taobao.com, а также американские Amazon.com и 6pm.com (магазин одежды, принадлежащий ресурсу Zappos.com).
Одной из основных причин покупок за рубежом украинцы называют привлекательную цену. Ради этого они готовы ждать заказ дольше. Также заказ товаров онлайн за границей потребители достаточно часто объясняли тем, что «нужная вещь была только там». По данным «Укрпошти», за девять месяцев 2013 г. в Украину из‑за границы пришло 1,7 млн посылок, 38 % из которых отправили китайцы. В 2011 г. объем посылок составлял 0,9 млн шт.
Наших мало: Львиную доходов от интернет-рекламы получают иностранцы
Согласно данным Всеукраинской рекламной коалиции, объем рынка интернет-рекламы в Украине в 2013 г. составил 1,06 млрд грн, из которых на баннерную пришлось 400 млн грн, контекстную — 300 млн грн. На рынке баннерной рекламы около 20 % контролируется российским холдингом Mail.ru (в т. ч. дочерними соцсетями «ВКонтакте», «Одноклассники»). На рынке контекстной рекламы только Google занимает 50‑60 %. Остальное принадлежит главным образом российскому поисковику «Яндекс».
Объем видеорекламы в украинском интернете, по данным ВРК, в 2013 г. составил 150 млн грн, которые распределились между украинскими и зарубежными проектами примерно в соотношении 65 % на 35 %. Основными зарубежными площадками для размещения видеорекламы в Украине выступают Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также видеосервис YouTube.
Директор украинской Ассоциации интернет-рекламы Андрей Заблоцкий считает, что только YouTube занимает около 30 % рынка всей украинской видеорекламы в интернете. Представитель одного из украинских рекламных агентств рассказал «Капиталу», что из всех социальных сетей больше всего на видеорекламе зарабатывает Facebook. «Зачастую они работают через YouTube и делятся с ним доходами», — говорит он.