Фінанси

автогражданка

Без гарантий. Брокер заподозрил страховую компанию «Гарантия» в продаже полисов задним числом

Страховая компания «Гарантия», которой 3 апреля регулятор приостановил действие лицензии на ОСАГО, еще в течение нескольких недель продавала на своих бланках полисы «автогражданки». Об этом сообщил страховой посредник Ибрагим Габидулин на сайте «Дедал Инфо». Он ссылается на страховых посредников, которые столкнулись с такой ситуацией. «Кто вообще должен следить за тем, что компания «Гарантия» активно продает полисы ОСАГО, несмотря на приостановленную лицензию», — указал в письме знакомый с ситуацией харьковчанин, попросивший не называть его имя. По его словам, еще в конце апреля можно было без проблем купить полис «Гарантии» у страховых агентов. «Они не скрывали, что лицензия у СК приостановлена, но утверждали, что это временно. А страховки предлагали в два раза дешевле, чем в других компаниях», — сообщил источник издания, уточнив, что полисы компании выписывались задним числом — за 2 апреля.

В «Гарантии» опровергают обвинения и называют это недобросовестной конкуренцией. «Согласно внутренним нормативным документам СК «Гарантия», региональным дирекциям, центрам продаж и другим уполномоченным лицам запрещено с 03.04.2014 г. заключать договоры (полисы) ОСГПОВНТС («автогражданки». — «Капитал»). На данный момент «Гарантия» не имеет действующих агентских соглашений на осуществление продажи полисов других страховых компаний», — заявил начальник отдела рекламы и PR компании «Гарантия» Александр Пироженко.

Трудности проверок

В Моторном (транспортном) страховом бюро Украины не могут подтвердить или опровергнуть информацию о продажах полисов ОСАГО задним числом. «Информация о заключенных договорах «автогражданки» в Централизованную базу данных бюро поступает не в режиме онлайн, а в отчетные периоды. Поэтому продажи мы видим только после того, как компании загружают данные о проданных полисах в нашу базу», — объяснил президент МТСБУ Роман Роменский. Компании, действие лицензий которых остановлено или их членство в бюро прекращено, должны прекратить заключать договоры «автогражданки» с момента наступления одного из указанных событий, но обязаны продолжать выплаты по ранее заключенным договорам, подтвердил он. Если страховщики загружают полисы, выписанные задним числом, то отследить это технически бюро не может. Поэтому при выборе страховщика Роменский советует водителям ориентироваться на информацию, обнародованную МТСБУ. «Мы предупреждаем на своем сайте о компаниях, которые лишены права продавать ОСАГО. Кроме того, по номеру и серии бланка полиса можно уточнить, не числится ли он утерянным. К сожалению, не все водители заходят на сайт, перед тем как заключить договор страхования», — говорит президент МТСБУ.

Глобальный вопрос

Эксперты отмечают: проблема с полисами страховщиков, лишившихся права продавать «автогражданку», требует системных изменений. «Такие компании обязаны вернуть неиспользованные бланки в МТСБУ, после того как им остановили действие лицензии. Но они либо возвращают их годами и не в полном объеме, либо вовсе, так сказать, забывают о них», — рассказывает президент Украинской федерации страхования Андрей Перетяжко. Такие полисы официально считаются утерянными или поврежденными, но большинство из них потом продают страховые агенты и, как правило, по цене в два раза ниже среднерыночной. «Еще бы — ведь под недействительные полисы не нужно формировать резервы, нести обязательства», — заверил предравления страховой компании «Глобус» Владимир Ганчак. По его словам, в «Глобусе» также сталкивались с фактами подделки полисов и даже обращались в правоохранительные органы, но получали стандартный ответ: факты не подтвердились. «Страховая компания, которой приостановили действие лицензии, может даже и не знать, что агенты продолжают торговать ее полисами», — добавил Ганчак. Но даже если и владеет подобной информацией, продавая страховки задним числом, то выяснить это непросто. Нужно проверить несколько десятков или даже сотен тысяч бланков, сверив экземпляры страховщика с полисами, выписанными клиентам.

«Такая проверка не решит проблему. Необходимо менять подходы к надзору за участниками рынка ОСАГО и допускать к работе только капитализированные компании», — уверен Перетяжко. Но это более отдаленная перспектива. В ближайший год, по его словам, нужно сделать так, чтобы продавцы «автогражданки» отчисляли не менее 40 % средств с каждого проданного полиса ОСАГО в фонд бюро для гарантий по своим обязательствам. Кроме того, они должны в онлайн-режиме регистрировать информацию о проданных страховках в базе данных МТСБУ. Необходимо ввести и норму так называемого прямого урегулирования — покупатели страховок должны обращаться за выплатой к своему продавцу, а не в компанию второго участника ДТП. «Все эти предложения участники рынка готовят к рассмотрению в следующий вторник, — говорит Перетяжко. — В Нацкомфинуслуг нам сообщили, что готовы включить их в «Дорожную карту» — программу совместных действий по реформированию страхового рынка, в том числе и ОСАГО на ближайший год».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама