«Главный смысл использования инфографики — это создание качественного вирусного продукта для привлечения трафика, повышения цитируемости и увеличения узнаваемости бренда. Я скорее ознакомлюсь с инфографикой, чем стану читать длинную статью», — поясняет природу современной моды на визуальные данные основатель Infographic World Джастин Бигель.
Инфографика способна не только подавать большие объемы информации в сжатой, наглядной, возможно, ироничной форме, но и показывать соотношение фактов, демонстрировать тенденции. Если инфографика «выстреливает», с помощью лайков и перепостов, то она распространяется с колоссальной скоростью. Банальное объявление о поиске жилья в Киеве с личными данными и пожеланиями арендаторов, сделанное в модном хипстерском стиле, может получить аудиторию в тысячи человек.
Области визуализации
Инфографика сегодня активно используется в географии, образовании, статистике. В печатной прессе сочетание графики и текста одними из первых стали использовать издатели USA Today, запустившие свой проект в 1982 г. За несколько лет газета вошла в пятерку самых читаемых изданий страны. Теперь этот формат широко используется не только в газетах и интернете, но и в телевизионных новостях.
В последние годы инфографика стала обязательным элементом продвижения компаний и брендов в социальных сетях. Креативные картинки используют «Кофе Хаус», «Лаборатория Касперского», Skype. Один из популярных рекламных ресурсов рунета — Adme.ru — пишет, что в «отличие от классического рекламного дизайна, полностью построенного на эмоциях, инфографика включает мозги, заставляет думать, чувствовать и анализировать одновременно».
В Украине еще нет агентств или дизайн-бюро, которые зарабатывали бы исключительно на производстве инфографики. Компании, использующие картинки для продвижения, как правило, обращаются к дизайн-студиям или даже пользуются услугами штатных дизайнеров.
В соседней России объем заказов крупных корпоративных клиентов и СМИ уже дает возможность развиваться специализированным студиям. В частности, в штате группы «Меркатор» сейчас около 100 человек. Она выполняет заказы таких компаний, как «Газпром», Сбербанк России, РЖД, «Роснано», «Ростелеком».
Подать себя
В последнее время многие соискатели, особенно представители творческих профессий, используют оригинальную альтернативу резюме — инфографику с краткой самопрезентацией. Ее распространяют на социальных медиа. Конечно, для госорганов или корпораций с закостенелой корпоративной культурой такая форма резюме не пройдет. Однако компании, почитающие индивидуальность сотрудников, могут оценить такой стиль по достоинству.
Притчей во языцех стала история маркетолога Хагана Блаута, который в 2011 г. искал работу и решил сделать неформальное резюме в виде графики. Он выложил его в Facebook и Twitter и попросил друзей разослать потенциальным работодателям. За месяц в результате ретвитов и перепостов резюме собрало более 100 тыс. просмотров. Теперь Блаут помогает создавать людям необычные резюме.
В Украине пока единицы обитателей соцсетей обкатывают технологию цифрового резюме, но достичь вирусного эффекта не получается. В то же время многие работодатели уже используют этот подход для поиска и найма персонала.
Пользователи активно создают и распространяют графику о себе для поиска съемного жилья. И эта практика достаточно эффективна, так как позволяет увидеть, оценить и контактировать с потенциальными арендаторами напрямую, без привлечения брокера.
Цифровой политик
Кандидат в народные депутаты, адвокат Татьяна Монтян участвовала в парламентской кампании прошлого года как мажоритарщик по округу № 212. Схему «Багатоквартирний будинок: що кому належить» перепостили 264 пользователя Facebook, она набрала 280 «лайков». По оценке штаба Монтян, благодаря использованию в кампании социальных медиа удалось заполучить свыше тысячи голосов, или 15 % от общего количества. Заодно получилось на бесплатной основе привлечь волонтеров, которые оказали серьезную помощь в проведении кампании.
«Монтян не прошла в парламент, но использование инфографики помогло объяснить жителям многоквартирных домов, как они могут бороться за свои права, — считает экс-пресс-секретарь Татьяны Монтян Нелли Вернер. — Мы старались донести людям, не связанным с юриспруденцией, идеи кандидата о реформировании сферы ЖКХ, информацию о правах владельцев квартир и другое».
Книга в картинках
Стартаперы Анна Виталь и Влад Шишов украинцы, но уже несколько лет работают и живут в США. За это время они узнали мнение около 50 тыс. онлайн-бизнесменов, как добиться успеха в стартап-предпринимательстве. Результаты своих трудов они решили изложить в форме инфографической книги.
Авторы объясняют свой выбор тем, что инфографика гораздо легче читается и запоминается, чем обычный текст. Она позволяет разместить на единице печатной площади гораздо больший объем информации и осветить всю тему сферы стартапов в одной, а не в нескольких книгах. «Множество предпринимателей, например Ричард Бренсон, дислектики (вид специфического нарушения, которое затрудняет восприятие текстовой информации. — «Капитал»). Они хотят видеть всю картину одновременно», — добавляет Анна Виталь.
Онлайн-версия книги уже создана, наши соотечественники ищут финансирование для ее издания. Для этого они использовали известный сервис группового финансирования проектов Kickstarter, однако смогли собрать только часть необходимой суммы. «Мы хотим доставить книгу миллиону предпринимателей в электронной и печатной форме с минимальной стоимостью от $ 1 в течение следующего года» — делится планами Анна Виталь.
Журналистика данных
Информационно-аналитический сайт Texty.org.ua в 2010 г. оказался на грани закрытия после того, как инвестор отказался от его финансирования. Часть средств удалось собрать благодаря пожертвованиям читателей, еще часть ресурс получил в виде гранта от центра «Відродження» на поддержку направления журналистики данных, на развитие которого решено было сделать ставку.
Особенность Texty.org.ua в том, что большие массивы данных подаются в форме интерактивной графики. Среди последних проектов сайта — база данных госзакупок и интерактивный рейтинг украинских школ. По словам главного редактора Романа Кульчинского, в прошлом году средства грантов составляли около 80 % бюджета ресурса, пожертвования — около 15 %. Еще 5 % — доходы от коммерческих заказов на инфографику от компаний и СМИ.
В нынешнем году доля последнего источника должна увеличиться. Команда проекта запустила Школу журналистики данных, поступления от которой направят на поддержку ресурса.
Лучше смотреть, чем читать
Постоянно растущие объемы информации и феноменальная популярность интернета и социальных сетей — основные предпосылки для появления инфографического тренда. Получивший признание в современной культуре формат становится все более модным среди обитателей офисов и представителей креативной молодежи. Простая и наглядная графическая подача больших объемов информации и цифр в буквальном смысле создана для новых медиа, стремительно наращивающих армию своих почитателей.