Украинские поставщики будут зарабатывать на крымчанах минимум до конца года. Крымские власти создают «зеленые коридоры» на таможне для украинских поставщиков. «Проверку осуществлять отдельной группой в ускоренном режиме. Необходимо разрядить ситуацию на этой неделе», — заявил председатель Совета министров Крыма Сергей Аксенов в ходе аппаратного совещания в Крыму, обращаясь к вице-премьеру республики Михаилу Шеремету.
Таким образом чиновники надеются остановить удорожание продовольствия и предотвратить дефицит продуктов питания. Аксенов настаивает, чтобы сотрудники таможни и пограничной службы работали без выходных до тех пор, пока ситуация не стабилизируется.
Также Аксенов поручил Совмину избавиться от компаний-посредников, которые, по его мнению, берут за свои услуги 15 %. «Кто хочет помогать — пусть заходят, кто хочет спекулировать — работать на этом рынке не будет, я гарантирую», — отметил он. Первый вице-премьер Крыма Руслан Темиргалиев пояснил, что сейчас расчеты между полуостровом и материковой частью Украины осуществляют посредники, потому что безналичные платежи были прекращены еще в середине апреля. «Эти компании начинают взимать плату за услуги. Думаю, надо обращаться в генеральную прокуратуру России с целью устранения нарушений этими компаниями-посредниками», — заявил чиновник.
Воспользовались ситуацией
В конце апреля — начале мая Россельхознадзор и Роспотребназдор запретили поставки продовольствия украинского производства, о чем писал ранее «Капитал». Под запрет попали сыры, кондитерские изделия Roshen и животноводческая продукция. Российские производители продуктов питания из‑за сложностей с логистикой не смогли обеспечить Крым своими товарами. На полуострове возник дефицит продуктов.
22 мая Россельхознадзор снял запрет до 1 июля для всех, кроме производителей свинины (крымчане боятся, что им завезут животных, больных африканской чумой). «Мы подготовили обращение к российскому руководству с просьбой разрешить завоз охлажденной и замороженной свинины. Ведь в живом виде завозить опасно», — сообщил министр аграрной политики и продовольствия Крыма Николай Полюшкин.
Послабление российского контролирующего ведомства не принесло должного результата. Проблема дефицита продовольствия на полуострове так и не была решена. «Сейчас же пограничная зона — в блокпостах. Они хотят пропускают, хотят не пропускают. Страдают в основном крупные поставщики, мелкие решают вопрос на месте», — поясняет директор информационной компании «ПроАгро» Николай Верницкий.
Вместе с дефицитом на полуострове началось удорожание продовольствия. Помимо недостатка товаров, способствовало этому отсутствие безналичного расчета между материковой Украиной и Крымом, а также разница между стоимостью украинских и российских продуктов питания. «Оптовые цены российских производителей значительно выше украинских, и естественно это влияет на рост ценообразования в Крыму. Цены в Краснодарском крае… по социальным товарам выше на 50‑60 %, по другим товарным группам — на 50‑100 %», — отметила министр экономического развития Крыма Светлана Верба.
Ориентируясь на российских коллег, украинские поставщики продовольственных товаров стали тоже повышать их стоимость. «Цена на курицу в России была и есть выше, чем в Украине. Соответственно, в настоящее время мы продаем нашу курятину в Крыму на несколько процентов дороже, чем в остальной части Украины», — говорит начальник отдела по работе с инвесторами и СМИ «Мироновского хлебопродукта» (МХП) Анастасия Соботюк.
Напомним, за май продовольствие в Крыму подорожало в среднем на 25 %.
Только слова
В пресс-службе крымской таможни «Капитал» заверили в том, что ведомство безотлагательно выполняет все распоряжения Аксенова, но конкретной информации о том, какие действия проводятся для создания «зеленых коридоров», предоставить не смогли.
«Сделать «зеленый коридор» — не проблема даже в течение указанной Аксеновым недели. Но при условии, четко оформленной границы», — считает Верницкий. По его мнению, гораздо более значимой для поставщиков остается проблема выведения из Крыма наличных денег. «А с расчетами как? Ведь Крым — территория Украины, где по закону все платежи осуществляются в гривне», — сокрушается Верницкий. Эксперты уверены, что в ближайшем будущем толку от инициативы Аксенова будет немного. «Создание коридора — не компетенция Аксенова. Тут все зависит от добросовестности самих поставщиков и от договоренностей Госветфитослужбы Украины и Россельхознадзора. Пока никто не знает, что у россиян на уме», — поясняет глава совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский.
Директор дистибьюторской фирмы, поставляющий на полуостров молокопродукты, на условиях анонимности рассказал «Капиталу», что запрет на ввоз украинских товаров планируется отсрочить не до 1 июля, а до следующего года. «До 1 января какие‑либо досмотры и таможни упраздняются. Видимо, стороны нашли какой‑то компромисс», — говорит собеседник издания.
Смогут ли российские производители решить вопрос с логистикой в ближайшее время — неизвестно. Единый оператор перевозок для транспортного обслуживания Крыма «Единая транспортная дирекция» рекомендует игрокам пользоваться паромной переправой и автомобильным сообщением. Но на переправе работает только один паром, который не может вместить всех желающих, автомобильное же сообщение с Россией возможно только через восток Украины, где проводятся боевые действия.
По словам директора торговой компании «Магистраль» Александра Михайлова, до прекращения антитеррористической операции логистический вопрос не может быть решен — никто не рискнет большими партиями товара. Иного пути доставки автотранспортом, кроме как через восточную границу, для российских поставщиков нет.