Економіка

векторы

Как побороть коррупцию на таможне

Руководители таможенной службы предыдущих каденций неоднократно предпринимали шаги, направленные на искоренение коррупции: заменяли целые смены в пунктах пропуска на молодых выпускников вузов, развивали институт электронного декларирования, которое минимизирует физический контакт декларанта и таможенника. Эти меры произвели половинчатый эффект, поскольку не ликвидировали первопричины коррупции. А именно — возможность для таможенника принять неправовое решение и заинтересованность (зачастую как таможенника, так и бизнесмена) в принятии такого решения.

Часто звучат призывы ликвидировать коррупцию путем повышения заработных плат для таможенников. Однако повышение зарплат госслужащих само по себе не способно устранить коррупционные схемы. Также следует признать, что в существующих экономических реалиях государство вряд ли сможет обеспечить достойную оплату труда работникам таможни в краткосрочной перспективе. Стоит ли усиливать контроль над деятельностью таможенников со стороны правоохранителей? Сейчас инспектора таможни уже контролирует с десяток разнокалиберных правоохранительных подразделений, однако зачастую имеем результат, описанный в пословице — у семи нянек дитя без глаза.

Украина сейчас лидирует в рейтинге восприятия коррупции по версии Transparency International. Хотя правительство и новые лидеры налоговой службы и таможни пообещали бороться с коррупцией, без понимания причин ее возникновения и процветания вряд ли эти обещания сбудутся.

Имеет смысл обратить внимание на другие инструменты борьбы с коррупцией, в первую очередь — на усовершенствование законов и внедрение современных информационных технологий. Украинское законодательство во многих вопросах сформулировано нечетко и расплывчато, давая недобросовестному таможенному инспектору возможность принимать противоположные решения — как в пользу государства, так и в пользу предприятия (при условии соответствующего «стимулирования»). Следовательно, нужно провести всесторонний анализ нормативно-правовой базы и существующих технологических схем таможенного оформления на предмет скрытых коррупционных рисков. Уменьшение возможностей для разночтения законодательства должно значительно сузить поле для коррупции.

Внедрение европейских норм также может послужить целям борьбы с коррупцией. К примеру, в Таможенном кодексе ЕС существует технология централизованного таможенного оформления. В рамках такой технологии товары могут физически предъявляться одной таможне, а проверку таможенной декларации (естественно, кроме физического досмотра) может проводить инспектор совершенно другой таможни — с применением современных информационных технологий. В наших реалиях было бы практически невозможно дать взятку, скажем, луганскому таможеннику, за оформление товаров, находящихся на киевском таможенном терминале.

Внедрение полномасштабного электронного декларирования позволило сделать первый шаг к снижению влияния человеческого фактора. Следует все же признать, что человек (каким бы разносторонним специалистом и аналитиком он ни был) не может проконтролировать все нюансы соблюдения таможенного законодательства. Для этого в украинской таможне функционирует автоматизированная система анализа и управления рисками, формирующая перечень контрольных процедур при таможенном оформлении. Однако в настоящее время окончательное решение о выпуске товара остается прерогативой конкретного человека — инспектора таможни. Во многих странах (как ЕС, так и Таможенного союза) уже начинает внедряться тотальная автоматизация таможенного оформления — когда компьютер без участия человека, при отсутствии существенных рисков самостоятельно принимает решение о завершении оформления. При реализации этой технологии устраняется сама возможность коррупции.

Сотрудничество с добросовестным бизнесом также может оказаться действенным инструментом в борьбе с коррупцией. Новое руководство таможенной службы уже сделало первые шаги в этом направлении. Так, в недавно подписанном Меморандуме о сотрудничестве с бизнесом среди прочего предусмотрены общественная оценка руководителей таможен и общественный контроль над деятельностью таможни со стороны бизнес-сообщества.

Таким образом, минимизировать коррупционные проявления можно только при наличии следующих предпосылок:

— невозможность для таможенника принять неправовое решение в условиях нечетко прописанного закона;

— незаинтересованность инспектора в принятии неправового решения (боязнь утратить рабочее место, быть привлеченным к ответственности и т. д.);

— максимальное разделение потенциального взяткодателя и взяткополучателя в пространстве;

— неотвратимость ответственности за совершение коррупционного деяния;

— объединение усилий государства и бизнеса в борьбе с коррупцией.

Практическая реализация этих принципов позволит если не совсем убрать коррупцию с таможни, то свести ее к минимуму.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама