Консолидатор авиабилетов Travel Distribution Servicеs отказывается погашать свои долги. Об этом авиакомпаниям в письме сообщил председатель оперативно-производственной службы в Центральной Европе Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Хуан Антонио Родригес. Эта ассоциация создала и управляет международной системой взаиморасчетов между авиаперевозчиками и агентами по продаже билетов (BSP IATA).
В письме IATA не указывается сумма накопившейся задолженности Travel Distribution Servicеs перед контрагентами. «Судя по тексту письма, компания не рассчиталась за второй отчетный период июня, но отключили их, видимо, только 27 июня, — объясняет эксперт авиарынка Сергей Кадученко. — Соответственно, задолженность сформировалась в период с 8 по 27 июня, то есть за 19 суток».
$28 млн может составить общая задолженность Travel Distribution Servicеs
Менеджер одной из авиакомпаний, которая может пострадать от дефолта, говорит, что общая сумма задолженности Travel Distribution Servicеs составляет около 170 млн грн. «Это дикая, колоссальная для нашего рынка сумма», — говорит Кадученко.
Слабая страховка
Компании-консолидаторы выкупают авиабилеты у авиакомпаний оптом и продают их розничным продавцам: онлайн- и офлайн-агентствам. Продажи авиабилетов онлайн и офлайн распределяются примерно 50 % на 50 %, оценивают участники рынка. Среди онлайн-продавцов лидерами являются сайты Tickets.ua, Anywayanyday.com, Senturia.ua и др. По словам Сергея Кадученко, самые крупные консолидаторы — компании «Авиалига», Air Life Logistic, «Кий Авіа», «Универсальное агентство по продаже авиаперевозок» и т. д.
IATA перечисляет деньги перевозчикам только по факту получения платежей от агентов продаж, объясняет старший специалист юрфирмы Marchenko Danevych Андрей Гук. Соответственно, вся задолженность от агентов станет убытком для авиакомпаний. Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий говорит, что после того как онлайн-сайт продал билет клиенту и выписал его на бланке авиаперевозчика авиакомпания обязана вне зависимости от того, получила ли она средства или нет, перевезти пассажира по купленному билету.
Единственная страховка на случай дефолта посредников — это банковская гарантия, но она не превышает, как правило, 10‑20 % от объема продаж агентов, рассказывает Андрей Гук. В случае с Travel Distribution Servicеs гарантия покрывает около 11 % задолженности перед авиакомпаниями. «Сейчас идут переговоры об увеличении банковской гарантии минимум до $ 7‑8 млн, чтобы покрыть хотя бы половину убытков», — делится менеджер одной из авиакомпаний, пожелавший сохранить анонимность.
Авиаграбли
Ситуация с дефолтом Travel Distribution Servicеs очень напоминает ситуацию с «АэроСвитом», считает Андрей Гук. «Такое поведение Travel Distribution Services, скорее всего, имеет признаки умышленных манипуляций на огромные суммы, что негативно повлияет на весь авиарынок», — говорит он.
Авиакомпании уже отреагировали на приостановление работы консолидатора. 4 июля «Уральские авиалинии» прекратили продавать авиабилеты в BSP IATA. «Уральские авиалинии» — это только первая ласточка, считает Сергей Кадученко.
Если иностранные авиакомпании начнут массово запрещать продажу авиабилетов через BSP, то клиенты смогут купить их только в двух случаях — самостоятельно на сайтах авиакомпаний, или же агентствам придется напрямую заключать договоры с каждой из авиакомпаний, что для авиаиндустрии будет шагом назад и повлечет для агентов значительные дополнительные затраты.