Плата «за вход» для производителей алкоголя и пива в заведения общепита выросла в текущем году на 25 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом рассказали «Капиталу» два руководителя алкогольных компаний и менеджер пивной компании. Одна из ресторанных сетей продает водки на 1,2 млн грн в год, но просит за появление нашей продукции в меню 1 млн грн, что очень дорого, приводит пример руководитель одной из украинских алкогольных компаний. Он добавляет, что производители алкоголя должны платить не более 20‑25 % от оборота сети по определенным группам товаров. «Плата «за вход» в некоторых крупных заведениях может составлять $ 40‑80 тыс. Вернуть такие суммы за год не удастся», — подчеркнул директор по маркетингу «Крымской водочной компании» Сергей Колесниченко.
За рестораны сражаются
производители водки и пива
Повышение платы «за вход» произошло из‑за ужесточения конкуренции между игроками рынка алкоголя и пива за право быть представленными в той или иной сети ресторанов и кафе. Этот канал сбыта, по оценке Сергея Колесниченко и генерального директора компании FM Group (торговые марки «Кофе Тайм», «Мураками», «Оливье») Дмитрия Погребицкого, занимает в структуре продаж у производителей алкогольных напитков небольшую долю — около 5‑7 % — и является скорее имиджевым. Представитель «Крымской водочной компании» считает, что для некоторых продуктов — например, для элитного марочного коньяка — заведения общепита играют стратегическую роль. «Не секрет, что присутствие в ресторанах необходимо для рекламы товара. Потребитель попробует бокал пива в ресторане и затем может купить целый ящик в супермаркете», — поясняет Дмитрий Погребицкий.
Он отметил, что конкуренция между производителями пива за право эксклюзивного представления своей линейки продукции в заведениях общепита ужесточилась. Национальный менеджер канала HoReCa пивного производителя Efes Ukraine Валерий Кислый заверяет: пивные производители сражаются за каждую точку, временами инвестируя в продвижение своей продукции через рестораны и кафе неоправданно большие средства.
Владелец ночных клубов Indigo, «Форсаж», «Саксон» и «Бионика» Ростислав Ручко говорит, что в этом году также активизировались практически все производители водки, которые выделяют значительные бюджеты для работы с заведениями общепита.
Плата «за вход» достигла пика
Продажи некоторых видов алкогольных напитков падают, поэтому производители стараются удержать свою долю при помощи заведений общепита, убежден генеральный директор компании FM Group Дмитрий Погребицкий. Как уже ранее писал «Капитал», продажи водки в I квартале снизились на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным Efes Ukraine, в 2012 г. рынок пива упал на 4,4 % относительно 2011 г. — до 272 млн дал.
Рестораторам вряд ли удастся еще выше поднять плату «за вход», для этого нет никаких предпосылок. Ростислав Ручко подчеркивает, что количество посетителей, как и средний чек, с января по май не выросли по сравнению с прошлым годом. «Большинство производителей хотят, чтобы HoReCa была прибыльным каналом сбыта. А если продажи на том же уровне, за что платить?» — резюмирует руководитель столичной дистрибьюторской компании. Валерий Кислый уверен: рынок достиг того уровня, когда при входе в ресторан или кафе нельзя, как ранее, «откупиться» и опередить конкурентов, предложив более высокий гонорар за включение в меню. Поэтому, по словам собеседника «Капитала», решающим фактором все чаще становится качество продукции.