Исполнительный директор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин добавил, что из Польши «Нафтогаз» получает по реверсному маршруту 3,6 млн куб м газа в сутки. «Импорт таких небольших объемов незначительно влияет на украинский рынок», — отметил эксперт. В то же время эксперт центра «Номос» Михаил Гончар считает, что новая компания-импортер вряд ли будет сразу выходить на большие объемы поставок. «Большая дорога начинается с первых шагов. Вряд ли кто‑либо из крупных поставщиков уровня RWE Supply & Trading, пойдет на подписание договоров на поставку больших объемов газа», — подчеркнул он.
Компания ВЕТЭК пока не сообщила, планирует ли она в будущем поставлять на украинский рынок объемы газа, превышающие указанные изначально 90 млн куб. м в месяц. Однако сам факт выхода на международный уровень предполагает определенные амбиции — если бы планы ограничивались этим объемом, его можно было бы свободно приобрести и на внутреннем рынке.
Европейское энергетическое сообщество воздерживается от официальных комментариев, учитывая политическую составляющую вопроса, однако в целом приветствует появление новых игроков и диверсификацию поставок. «Появление новых трейдеров на рынке соответствует целям и задачам энергетического сообщества, принципам свободного доступа на рынок и к газотранспортным мощностям», — заявил «Капиталу» источник в секретариате организации.
Их появление как минимум увеличит конкуренцию на рынке, уверен он. «Монополия «Нафтогазу» не закреплена и не может быть закреплена в ущерб остальным участникам рынка. Никто не запрещает и не может запретить подписывать прямые соглашения на поставки энергоресурсов без участия государства», — добавил собеседник издания.
«Нафтогаз України» отходит на второй план
Однако уже сегодня частные компании своими поставками газа не только создают конкуренцию «Нафтогазу України», но и отодвигают его на второй план, становясь ведущими импортерами. Денис Саква отметил, что, например, если брать во внимание только промышленных потребителей, то в феврале «Нафтогаз України» практически не поставлял им газ, тогда как Дмитрий Фирташ стал основным поставщиком газа промышленному сектору.
По данным источника в «Нафтогазі України», в феврале компания Дмитрия Фирташа OstChem Holding, которая поставляет газ не только своим химическим предприятиям, но и продает его другим промышленным потребителям, импортировала из России 1,8 млрд куб м газа, тогда как госкомпания «Нафтогаз України», которая снабжает газом предприятия теплокоммунэнерго, закупила у «Газпрома» только 0,4 млрд куб. м.
Михаил Гончар прогнозирует, что новые импортеры газа могут появиться, но это будут компании, которые получат «добро» главных игроков газового рынка. «Фирташ имеет традиционно прочные позиции и контролирует де-факто газовый сектор, где‑то через менеджмент, как например, в системе «Нафтогазу», где‑то — через контрольные пакеты облгазов. Соревноваться с ВЕТЭК и Фирташем может разве что Ахметов, остальные — это мелочь, им вряд ли будет позволено», — резюмировал Михаил Гончар.
«Газпром» раздражен
По мнению Михаила Гончара, небольшие объемы поставок на рынок новым импортером могут быть продиктованы и необходимостью «не раздувать» газовый баланс Украины, поскольку еще остается нерешенным вопрос обязательств закупки фиксированного объема газа у российского «Газпрома». «Выгоднее покупать газ на спотовом рынке Европы, но надо что‑то делать с российским газом, который становится лишним. Эти скромные показатели импорта останутся небольшими, пока не будут решены вопросы с обязательством закупать российский газ», — убежден эксперт.
В «Газпроме» появление нового поставщика не комментируют, однако появление ВЕТЭК в качестве игрока рынка газа дало повод для очередного заявления о сомнительности применяемых Украиной реверсных схем. «Газпром» намерен расследовать этот процесс с помощью независимых экспертов и привлечь украинскую сторону к ответственности, заявил официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. «Если для виртуального «реверса» используется наш транзитный газ — это прямое нарушение, за которое придется ответить», — подчеркнул он. В беседе с корреспондентом «Капитала» Куприянов также заявил, что более низкий уровень отбора газа, нежели предусмотренный контрактом от 2009 г., будет означать новые штрафные санкции для «Нафтогазу України» вдобавок к претензии в размере $ 7 млрд за недобор газа по итогам 2012 г.
Туманная перспектива
Денис Саква говорит: если рассуждать чисто с точки зрения рыночной ситуации, то потеря «Нафтогазом України» монопольного права на импорт газа — абсолютно нормальна, поскольку все игроки на рынке должны иметь равный доступ к газовым магистралям. «Главное, чтобы это не происходило по сценарию, когда «Нафтогаз» делает все, чтобы сделать возможным реверс, инвестирует в строительство реверсных мощностей, а потом частные компании начинают импортировать газ, используя эту инфраструктуру. Если так происходит, то это неправильная ситуация», — отметил он.
По