В августе начинается сезон закупок минеральных удобрений под осенне-весенние полевые работы. Но восточные заводы компании Ostchem Дмитрия Фирташа («Стирол» и «Северодонецкое объединение «Азот») до сих пор пребывают в зоне влияния боевиков, что делает их запуск маловероятным. Не исключено даже физическое уничтожение их мощностей. В частности, вчера Главное управление МВД Украины в Донецкой области открыло уголовное дело по факту минирования «Концерна Стирол» в Горловке. А 27 июля пресс-служба компании Фирташа распространила релиз о том, что это предприятие заминировано боевиками.
Взрывоопасная ситуация
«Я категорически осуждаю действия вооруженных лиц, которые проникли на территорию химического „Концерна Стирол“ в Горловке, заминировали его и выдвинули требования к украинским властям», — цитирует Фирташа пресс-служба. Он расценил действия боевиков как преступные и бессмысленные и поспешил уверить, что предприятие не представляет химической угрозы в случае взрывов. «Все крупнотоннажное производство, включающее синтез и переработку аммиака, было остановлено 8 мая 2014 г. после обострения ситуации в регионе. На заводе нет запасов аммиака и других взрывоопасных веществ. Поэтому возможные взрывы на территории предприятия могут разрушить производственные цеха, но не приведут к химической аварии с тяжелыми последствиями», — заявил Фирташ. Правоохранительные органы тоже отреагировали на действия боевиков. «В ГУ МВД области поступило сообщение, что в 14:15 на территорию „Концерна Стирол“ в Горловке прибыли неизвестные вооруженные лица на шести машинах, а в 15:45 автомобиль КамАЗ армейского типа, загруженный ящиками, в которых, вероятно, находились взрывчатые вещества», — говорится в сообщении пресс-службы ГУ МВД Украины в Донецкой области. Также, по их информации, возле склада жидкого аммиака были обнаружены примерно 30 ящиков, предположительно, взрывчатки.
«Северодонецкое объединение «Азот» — второе предприятие Ostchem, расположенное на востоке страны, — не подвергалось атаке боевиков, и связь с его сотрудниками сохраняется. Но сам завод, по информации «Капитала», также остановлен в целях безопасности сотрудников.
Ostchem обещает не срывать сезон
Невзирая на простой этих двух гигантов отечественной химии, в Ostchem уверяют, что сумеют обеспечить украинских селян удобрениями в наступающем сезоне. «Мощности предприятий Ostchem могут произвести в разы больше удобрений, чем может купить и потребить внутренний рынок. Например, потребности в азотных удобрениях к осенней посевной составляют 350‑400 тыс. т (селитры аммиачной. — „Капитал“), в то время как наши предприятия способны произвести 3,5 млн т», — говорится в ответе на запрос издания. А в этом сезоне потребность в селитре будет снижена из‑за боевых действий на востоке, значит, и удобрений понадобится меньше, считают эксперты. Правда, они оценивают традиционную осеннюю потребность украинских аграриев в селитре в 600 тыс. т, но признают, что в нынешнем сезоне будет выкуплено только 300‑350 тыс. т.
1,6 млн т селитры за год могут произвести заводы Фирташа, расположенные вне зоны АТО. Украинским аграриям этой осенью хватит и 400 тыс. т
«Даже с учетом двух остановленных сейчас предприятий — «Стирола» и «Северодонецкого объединения „Азот“ — Ostchem может легко закрывать потребности украинского рынка», — говорят в компании. Там имеют в виду, что с нагрузкой справятся два оставшиеся в строю химпредприятия Фирташа — черкасский «Азот», находящийся в центре страны, и «Ривнеазот», расположенный на западе Украины. Вместе за год они способны производить не менее 1,6 млн т селитры. «Мы будем загружать наши заводы ровно на столько, на сколько будет платежеспособный спрос рынка», — обещает Ostchem.
Цена простоя
По словам руководителя информационной компании «Инфоиндустрия» Дмитрия Гордейчука, в прошлом году — не лучшем в истории работы «Стирола» и «Северодонецкого «Азота» — эти два предприятия обеспечили Украине почти 36 % внешнего сбыта карбамида и 46 % аммиака. Если «Стирол» был в рейтинге экспортеров карбамида в 2013 г. на первом месте по отгрузкам, то по аммиаку — вторым после Одесского припортового завода. По сути, ОПЗ, «Стирол» и «Северодонецкое объединение «Азот» — три кита, на которых зиждется экспорт данных продуктов. Очевидно, что простой двух из них болезненно отразится на внешних продажах украинских химпродуктов.
На внутреннем рынке аммиачной селитры «Стирол» играл не настолько важную роль, как остальные производители. «45 % произведенной на „Стироле“ селитры уходило на экспорт», — отмечает Гордейчук. Концерн — экспортно ориентированный завод, поэтому его простой меньше ударяет по украинским потребителям, считает эксперт. Иная ситуация с северодонецким производителем. Он лишь 15‑20 % селитры продавал на мировой рынок, остальное отправлял украинским покупателям.
По мнению руководителя департамента риск-менеджмента компании Integrites Евгения Тимошенко, существующие промышленные мощности в Украине стабильно создают избыток предложения селитры на внутреннем рынке, потому экспорт, по сути, единственный выход выйти на адекватные показатели рентабельности по отрасли. «С учетом слабой внешней конъюнктуры выпадение «Стирола» и «Северодонецкого „Азота“ из производственной цепочки может оказать неожиданно положительный эффект для других украинских предприятий отрасли», — полагает Тимошенко. А следовательно, оставшиеся в строю предприятия могут рассчитывать на рост цен как на мировом, так и на внутреннем рынках. Правда, эксперты пока не берутся прогнозировать, насколько подорожают удобрения. Более того, остановка / выведение из строя «Стирола» и «Северодонецкого «Азота», по словам Тимошенко, «может с определенной долей вероятности обозначать профицит в балансе рынка природного газа страны». При полной загрузке оба предприятия потребляют не менее 3,4 млрд куб. м газа в год.