С 31 августа авиакомпания Yanair отменила чартерные рейсы туроператора «Туристический офис», который работает под брендом «Турменю», из Киева в черногорский Тиват. Причина — «невыполнение ООО «Туристический офис» взятых на себя обязательств по оплате чартерных рейсов», которые должны были осуществляться до 28 сентября, сказано в сообщении, расположенном на официальном сайте авиаперевозчика. В разговоре с «Капиталом» генеральный директор авиакомпании Yanair Ярослав Агафонов отметил, что полтора месяца назад туроператор начал оплачивать стоимость рейсов частями, а потом перестал выходить на связь.
«Стоимость одного рейса $ 40 тыс.», — сказал он, но отказался уточнить общую сумму задолженности.
Согласно сайту «Турменю», оператор самостоятельно организовывал туры только в Черногорию и Албанию. С 4 октября компания планировала расширить свою карту полетов за счет чартерной программы в Египет на самолетах авиакомпании Yanair. Относительно египетской программы Ярослав Агафонов сказал, что «у них с нами по Египту нет никаких договоренностей и планов».
Не впервой
Судя по всему в компании долго фактически работали по схеме финансовой пирамиды — текущие поступления от клиентов (туристов или турагентств) в счет будущих вылетов шли для погашения старых долгов авиакомпаниям и отелям, говорит совладелец «Турагентства Бронниковой» Родион Бронников. «А это, как правило, путь в никуда», — резюмирует он.
Были и другие ошибки в бизнес-модели «Туристического офиса». Компания работала с клиентами напрямую и старалась минимизировать участие независимых турагентств, добавляет Бронников. Соответственно, точек продажи путевок было немного, что сразу дало о себе знать, кода спрос стал сокращаться. Ранее «Капитал» писал, что в августе из‑за девальвации национальной валюты продажи туров упали на 30‑40 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Для активизации спроса компания была вынуждена продавать туры по горящим ценам и работать в убыток, говорит директор сети турагентств «Поехали с нами» Олег Кулик. «Ничего удивительного не происходит — это банкротство», — заключает он.
«Капитал» пытался связаться с компанией «Туристический офис», однако все попытки дозвониться на телефоны, указанные на сайте, были тщетными.
Это уже второй громкий скандал на туристическом рынке в этом летнем сезоне. В июне туристов, которые приобрели путевки у туроператора «Ильтур», массово выселяли из болгарских и турецких гостиниц — компания не перечислила деньги отельерам за проживание отдыхающих, писал ранее «Капитал». «Компания «Ильтур» больше не работает», — сказано на официальном сайте туроператора.
Денег нет
Уход с рынка «Турменю» — это очень тревожный сигнал, говорит директор Центра туристической информации Владимир Царук. Причем ситуацию на рынке усугубляет Национальный банк. Со вчерашнего дня, как ранее писал «Капитал», регулятор обязал банки зачислять средства в гривнях на отдельный аналитический счет за три операционных дня до планируемой покупки инвалюты по поручению клиентов.
Царук считает, что риски банкротства выше у крупных туроператоров, нежели у компаний поменьше. «За счет того, что компании заказывают много чартеров, в условиях кризиса спрос может резко уменьшиться, что может привести к печальным результатам», — объясняет он. По его оценке, 80‑85 % рынка организованного выездного туризма занимают 20‑25 туроператоров. «До конца года никто не может исключить подобную [уходу с рынка, как «Турменю»] ситуацию и среди них», — прогнозирует Владимир Царук.
Но координатор общественной организации «Лига турагентств» Александр Белоус настроен более оптимистично. «Все то, чего мы боялись весь летний сезон, происходило в России, а не у нас. Украинские игроки оперативно отреагировали на экономическую и политическую ситуацию», — говорит он.
По данным Государственного агентства по туризму и курортам, в Украине работает около 2 тыс. туроператоров.