Інтереси

искусство

Коллекционер экслибрисов Сергей Бродович рассказал «Капиталу» о том, почему живописи предпочитает графику и как пополняет свое собрание

Коллекционер экслибрисов: почему живописи предпочитает графику и как пополняет свое собрание
Экслибрис, созданный для Сергея Бродовича отечественным графиком Василием Фенчаком в 2004 году, называется «Сфинкс»
Фото: Константин Мельницкий

В офисе Сергея Бродовича, руководителя группы компаний «ТАСК», висят полотна Николая Глущенко и еще нескольких украинских классиков конца XIX — начала XX века. Однако ему самому больше нравятся современные художники, причем в основном графики.

«Живопись я не собираю, в ней слишком много подделок», — объясняет Бродович. Другое дело — графика, особенно малая. Главное увлечение Бродовича — экслибрис (книжный знак, который вклеивался на внутреннюю сторону переплета книги и обозначал принадлежность к определенной библиотеке). Однажды предприниматель побывал в гостях у Якова Бердичевского — коллекционера и автора исследования «Народ книги» о еврейском книжном знаке. Ученый подарил гостю около полусотни именных экслибрисов из своего собрания. «Он подарил без задней мысли, а я, когда вернулся домой и стал их рассматривать, увидел в них художественные произведения и увлекся», — вспоминает Бродович.

Сейчас он собирает книжные знаки, штемпели и ярлыки славянского происхождения — покупает и за границей, и в Украине, иногда целыми коллекциями. А когда заказывает именные книжные знаки современным художникам, то предпочитает эротическую тематику.

более 10 тыс. экслибрисов — от XVII века до современности — хранится в коллекции Сергея Бродовича

Экспонаты из своего собрания Бродович не вклеивает в книги — мечтает когда‑нибудь издать большой каталог. Пока же на его счету издание 25 небольших иллюстрированных собраний работ современных украинских, российских и белорусских графиков из серии «Мастера экслибрисов». Художники с их помощью находят новых коллекционеров и заказчиков именных экслибрисов, используя каталоги как своеобразное портфолио. Эти издания есть у многих отечественных и зарубежных любителей графики. «Меня в мире знают именно по этой серии», — говорит Бродович.

На самом деле финансист скромничает: в кругу коллекционеров малой графики он известен как обладатель одного из крупнейших в Восточной Европе собраний книжных знаков. В его коллекции — более 10 тыс. экслибрисов — от XVII века до современности. В том числе и около 300 именных, специально заказанных у лучших отечественных графиков — Олега Денисенко, Константина Калиновича, Василия Фенчака и других. Коллекционер рассказал «Капиталу», сколько времени тратит на хобби, зачем ему это нужно и во что обходится.

— Используют ли экслибрис сейчас по его прямому назначению?
— Современный экслибрис — скорее художественное произведение. Если его заказывать у современного художника, то это тираж в 50‑100 штук и цена — до $ 1000 за тираж. Соответственно, вклеивать экслибрис в книжку, которая стоит дешевле него, экономически не очень обоснованно. Хотя некоторые делают небольшие экслибрисы большим тиражом — и свои книги помечают. Или, допустим, когда самиздатом издается или печатается редкая справочная литература, то экслибрис может сразу вшиваться в книжку. Получается именной экземпляр. Экслибрис вклеивался в книгу в верхнем левом углу внутренней стороны первой обложки. Если этот экземпляр переходил к другому владельцу, следующий экслибрис наклеивался немножко с заступом на предыдущий и чуть ниже — чтобы все понимали, кому раньше принадлежала книга. В библиотеках можно проследить путь произведений из одной частной коллекции в другую — это уже культурологическое исследование.

— Можно ли сказать, что экслибрис — это отдельный сегмент арт-рынка?
— В настоящее время коллекционеров экслибрисов очень мало. В Украине я знаю около десяти коллекционеров. На Западе их больше. Я, например, состою в лондонском Bookplates Society — там достаточно много членов. Но там очень развита геральдика, которую используют в экслибрисах.
С одной стороны, экслибрис тяжело купить, с другой — тяжело продать, поскольку сложно найти коллекционера, который интересуется той же темой, что и ты. Я не продаю экслибрисы, это слишком незначительные суммы. Мне проще обменяться — так я пополняю коллекцию. К тому же у меня нет задачи инвестировать. Я получаю от этого удовольствие.

— Коллекционирование требует личного времени. Сколько тратите на экслибрис?
— Минимум час в день. Иногда могу просидеть и несколько часов. Вот, например, мне попался интересный экземпляр. Как его идентифицировать? Надо подробно рассмотреть, что на нем изображено. Если есть герб, нужно изучать символику. Если есть двуглавый орел — искать можно в геральдике Австрии, Германии, России. Одноглавый — это Польша и Пруссия. Если есть символы государственной власти, как скипетр, то это имперский знак. Самый простой способ: отсканировать экслибрис и провести поиск по картинке. Но экслибрисов в интернете не так много, поиск может ничего не дать.
У меня есть атрибутированные гербы, они разложены по тематическим папкам — по владельцам и художникам. Есть также специальные папки, посвященные монограммам и вензелям. Вот, например, попадается экслибрис с вензелем «А. М.». Чтобы определить, чей он, нужно долго копаться в справочной литературе. Мне этот процесс нравится, я получаю от него удовольствие.

— Если экслибрисы попали к вам из чьей‑то частной коллекции, разве они не должны быть уже атрибутированы?
— Нет. Чтобы атрибутировать экслибрис, необходимо иметь справочный материал. По экслибрисам их очень мало. И это тоже большая проблема.

— Сколько стоит экслибрис?
— Минимальная цена, по которой я покупал экслибрис, — 30 копеек. А максимальная — € 150. Видел, как однажды продали экслибрис Майкла Фингестена для Стравинского за € 450.

— Проходят ли профильные аукционы?
— Один раз состоялся большой аукцион в Германии, там тысячи экслибрисов были, издательство Bauer делало каталог. Но проблема в чем? За счет того, что это мелкая графика и на нее небольшие цены, а организация процесса требует больших затрат — это просто невыгодно. Проще продать одну работу за € 10 тыс. и получить комиссию 10 %, чем с такой же комиссией продать тысячу по € 10.

— А от чего зависит цена?
— От имени художника. Почему некоторые живописцы продаются за миллионы, а другие за $ 200? Здесь то же самое. Вот Бруно Шульц, Майкл Фингестен, Герман Штук — очень востребованные авторы. При этом цена не всегда определяется художественной ценностью. У меня есть экслибрис, сделанный Михаилом Врубелем, — просто имя владельца. Но это все равно Врубель. Также важен тираж: чем он меньше, тем дороже экслибрис. Хотя бывают исключения. Например, многие гоняются за императорскими экслибрисами. Но ведь для императорских библиотек экслибрисы делались десятками тысяч. Однако их практически нет на рынке. Потому что книжка с вклеенным императорским экслибрисом стоит в два раза дороже, чем без него. А цена экслибриса без книжки, даже если он стоит в пять раз дороже, чем обычно, — это все равно дешевле, чем книга. То есть если экземпляр стоит, к примеру, $ 10 тыс., то с вклеенным императорским экслибрисом его цена уже будет $ 20 тыс. А один экслибрис продать за $ 10 тыс. невозможно. По крайней мере, я таких сумасшедших не знаю.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама