О том, что Виктор Пелевин уже не тот, критики и читатели говорят последние лет 10, а то и 15. Писателю это, впрочем, не мешает регулярно выпускать новые книги. Причем каждая становится обсуждаемым событием — не в последнюю очередь из‑за нагнетания атмосферы секретности. Примерно так же получилось и с вышедшим в начале сентября романом «Любовь к трем цукербринам»: издательство до последнего держало сюжет в тайне, да и сам Пелевин, известный нелюбовью к раздаче интервью, молчал.
Когда книга все‑таки вышла, оказалось, что молчали все не зря. Во-первых, потому что пересказанный в двух словах сюжет кажется не слишком занимательным, а для Пелевина — так и вовсе банальным, у него в каждом романе происходит нечто подобное. Главный герой нашел в доставшейся ему от деда коробке описания медитативных практик и домедитировался до того, что стал Киклопом — сверхсуществом, способным с помощью магических заклинаний восстанавливать мировую гармонию.
Дальше идет пространное описание устройства мира — и это вторая причина, почему заранее о «Любви к трем цукербринам» ничего не стоило говорить. Философии здесь больше, чем сюжетных линий. А те, что есть, служат скорее фоном и то и дело переносят читателя из реальности в сон и из настоящего в будущее, которое, впрочем, напоминает всего лишь доведенную до абсурда современность. Цукербрины из названия, например, — это превратившиеся в божества оруэлловские Большие братья, чьи имена образованы из гибрида фамилий Цукерберг и Брин, первый — основатель Facebook, второй — основатель Google.
В чем Пелевину по‑прежнему нельзя отказать, так это в умении метко подмечать приметы времени. В «Любви к трем цукербринам» философия строится на игре Angry Birds. Птички, пытающиеся убить свинку, превратились в зловещих Птиц, свинка — в Великого Вепря и заодно Творца мира. Людям же, установившим на своих айфонах и айпадах эту игру, только кажется, что это именно они управляют птичками, потому что на самом деле это Птицы используют людей как оружие против Творца. Углубляться дальше в философские спекуляции Пелевина не стоит и пытаться: они построены по логике абсурдного сна, который кажется связным, пока его смотришь, но при попытке пересказать превращается в набор бессмысленных эпизодов.
Части пазла — это правила компьютерной игры, характерные для писателя буддийские притчи, ницшеанство и критика виртуальной реальности. Сложные притчи он, как обычно, превращает в абсурдные анекдоты, ницшеанство намеренно упрощает до идеи смерти Бога и тем самым вульгаризирует, а интернет и социальные сети обличает в том, что они заменяют человеку внутренний мир и мышление.
Все эти компоненты знакомы читателям Пелевина еще со времен «Чапаева и Пустоты» и «Generation П». Разве что раньше спекуляции у писателя получались изящнее. А в свежем романе, двенадцатом по счету, нецензурная лексика, отсылки к порно, злобно переиначенные рекламные слоганы, язвительные комментарии текущей политической ситуации выглядят не столько остроумно, сколько саркастично. Ирония превратилась в цинизм, но не задорный, как все ожидали, а мрачный.
«Мир ловил меня, но не поймал. Но все равно е**л два раза в день», — примерно такой вывод делает один из героев романа. И все, что ему может возразить другой герой: «И какая разница?» Ведь реальность — это всего лишь поток наших переживаний, который кончается ничем. И все, что мы можем, — это получить удовольствие в процессе. Похоже, Пелевин наконец объяснил читателям, в чем заключается смысл жизни. И судя по усталому тону книги, а также по потоку негативных отзывов, ни одной из сторон это объяснение удовольствия не принесло.
книжная полка
Дмитрий Ермоленко,
совладелец компании Zeebra (сети Butlers, Six, I am, Glossip, Peacocks)
Я много читаю благодаря дочери, которая на день рождения подарила мне электронную книгу. Она же постоянно закачивает для меня новые произведения, которые читаю только по советам близких друзей. Я отдаю предпочтение проверенной временем классике: люблю Хемингуэя, Ремарка. Читать сочинения десятков современных авторов и выбирать понравившиеся у меня попросту нет времени. Большое внимание уделяю деловой литературе, но ее читаю преимущественно на английском.
Ричард Бах
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
С этим прекрасным творением я впервые познакомился в школе, а затем возвращался к нему уже в более зрелом возрасте. С годами книга производит такое же хорошее впечатление. Она придает мне веру в свои силы. После прочтения понимаешь, что природа может подарить много чудесных моментов в жизни.
Эрих Мария Ремарк
«Три товарища»
Эта книга заряжает оптимизмом и любовью к жизни, к себе и своим друзьям. Ремарк говорит нам, что можно и нужно жертвовать ради друзей. Произведение позволяет понять, что знать о жизненных ценностях и следовать им — это большая разница. Не так давно я снова перечитал «Три товарища» и получил большое удовольствие. Если читатель переживает любовь, то книга приобретает новый смысл.
Энтони Де Мелло
«Осознание»
«Осознание» позволило посмотреть на себя с другой стороны и изменить отношение к самому себе. Эта книга о здоровом эгоизме. Прочитав ее, я понял, что сначала нужно помочь себе, а уже затем — другому. Она позволяет понять, почему в разных ситуациях поступаешь тем или иным образом. Как сделать мир и свою жизнь в нем счастливой. Книга произвела на меня огромное впечатление.