Вчера директора действующих ветроэнергетических станций (ВЭС) Украины получили письмо Министерства энергетики и угольной промышленности № 03‑32 / 5805 от 11.09.2014 г. (копией располагает «Капитал»), в котором ветроэнергетиков попросили прекратить производство электроэнергии в ночное время (ежедневно с 23:00 до 7:00) с целью «создания условий для накопления запасов топлива на тепловых электростанциях». Документ подписал заместитель министра энергетики и угольной промышленности Вадим Улида. В свете последних заявлений правительства о необходимости использования для производства энергии любых альтернатив российскому природному газу эта просьба выглядит, мягко говоря, несколько странной.
Баланс
Как поясняют в Минэнергоугля, работа всех ветропарков сбалансирована с производством электроэнергии на тепловых станциях. Сейчас на некоторых ТЭС возникли проблемы с обеспечением топливом и появилась идея сбалансировать объединенную энергосистему (ОЭС) Украины за счет дополнительной нагрузки на атомные станции. В результате украинским ветроэнергетикам предложено вывести из эксплуатации около 60 МВт генерирующих мощностей.
Полных данных о возможных потерях отрасли пока нет, но в Украинской ветроэнергетической ассоциации (УВЭА) уже подсчитали, что, например, у «Ветряного парка «Краснодонский» ограничение генерации в ночное время в течение октября приведет к снижению производства электроэнергии более чем на 2 млн кВт·ч. «Ветряной парк «Лутугинский» недосчитается 1,99 млн кВт·ч электроэнергии, потери двух ветростанций «Ветряного парка «Очаковский» составят до 3,3 млн кВт·ч, а у двух ветропарков возле Новоазовска ожидаемое недопроизводство может превысить 4 млн кВт·ч.
Как подчеркивают в УВЭА, помимо прямых потерь, постоянные отключения генерации вызовут рост расходов на эксплуатацию и приведут к быстрому износу установок. А это вообще ставит под вопрос окупаемость многих ветроэнергетических проектов и даже их жизнеспособность. «Сегодня говорить о дальнейшем развитии ветроэнергетики сложно. По словам представителей ЕБРР, привлекательными в Украине являются только инвестиционные проекты в возобновляемой энергетике. Поэтому подобные действия власти не просто ухудшат инвестиционный климат в стране, а могут полностью остановить приток инвестиций в Украину. Сейчас мы боремся за то, чтобы «просьба» Минэнергоуля не превратилась в нормативный документ», — говорит председатель правления УВЭА Андрей Конеченков.
При этом в ассоциации обращают внимание на диаметрально противоположный смысл «сигналов» Минэнергоугля и облэнерго. В частности, «Херсоноблэнерго», наоборот, обратилась к ООО «Виндкрафт Украина» с просьбой «обеспечить работу ветростанции в режиме максимального объема мощности генерации для поддержания уровня напряжения».
Политсоставляющая
Как считают некоторые специалисты, в просьбе Минэнергоугля, помимо желания обеспечить стабильность ОЭС, скорее всего, присутствует и скрытый политический смысл — достаточно внимательно посмотреть на географию расположения большинства украинских ветропарков. Та же ВЭС «Виндкрафт Украина» расположена между рубежами обороны на административной границе с аннексированным Крымом и управляется сейчас дистанционно (то есть обеспечить физическое присутствие персонала на ветроустановках невозможно). Ветропарки «Краснодонский», «Новоазовский» и «Лутугинский» оказались на территории, контролируемой боевиками. «Капиталу» удалось связаться с персоналом «Ветряного парка «Новоазовский» и выяснить, что диспетчерские бригады сейчас с большим трудом осуществляют обслуживание установок — каждый выезд связан с риском для жизни специалистов.
Между тем нужно помнить, что электроэнергия, производимая ВЭС, закупается по высоким «зеленым» тарифам (1,779 грн за кВт·ч), и Минэнергоугля, похоже, решило перестраховаться на тот случай, если контроль со стороны Украины над территорией, где расположены ветроустановки, будет утрачен окончательно. Ведь фактически предложенный чиновниками режим работы приведет к полной остановке ветропарков «до лучших времен».
Проблема в том, что в отличие от ситуации с Крымом (который получил юридический статус оккупированной территории), Украина не может возложить ответственность за часть территории Донбасса на другую сторону. Выплаты по «зеленому» тарифу в Крыму, в силу указанного статуса, были прекращены. А вот поступить таким же образом с приазовскими станциями юридических оснований нет, и власти не могут отказать в «зеленом» тарифе части украинских ветропарков. Поэтому, полагает ряд экспертов, Минэнергоугля просто перестраховывается и делает акцент на «понятной» и дешевой атомной генерации.