Бізнес

тендеры

Минздрав оправдывается за срыв госзакупок

Минздрав оправдывается за срыв госзакупок
Фото: PHL

Примерно 1,5‑1,7 млрд грн, предназначенных на закупку лекарств, ждут новых руководителей Министерства здравоохранения. Зачистка ведомства практически завершилась. В среду Кабинет министров отстранил от выполнения обязанностей министра здравоохранения Олега Мусия и уволил его первого заместителя и руководителя тендерного комитета Руслана Салютина. Причина кадровой ротации в Минздраве — срыв кампании по государственной закупке лекарств. Было приобретено только 25 % от запланированного объема, возмущался в среду на заседании Кабмина премьер-министр Арсений Яценюк.

Желания и возможности

Олега Мусия назначили главой Минздрава в феврале. Одной из своих основных задач он видел налаживание работы неэффективной и коррумпированной системы госзакупок лекарств. По подсчетам Олега Мусия, на долю коррупционной составляющей приходилось 30‑40 % в общем объеме закупок. Кроме того, Минздрав намеревался инициировать переход на долгосрочные контракты с фармпроизводителями.

Однако планы Олега Мусия так и остались в формате громких заявлений и намерений. Как ранее писал «Капитал», проведение тендеров стало затягиваться. Это связано с несколькими факторами, объяс­няет начальник отдела пресс-службы и сотрудничества с общественностью Минздрава Виктор Сальков. «После смены власти в феврале-марте произошли пертурбации в Минздраве — одни сотрудники уволились, другие перешли из одних отделов в другие. Другими словами — ряд ценных специалистов мы потеряли. Необходимо констатировать факт, что были сделаны кадровые ошибки», — говорит он. В качестве примера Виктор Сальков приводит сокращение штата: от управления по госзакупкам, где работало 20 человек, остался только отдел с тремя сотрудниками.

Сказалось отсутствие до мая казначейских программ, а также аннексия Крыма и вооруженные столкновения в Донбассе. Сложно было собрать информацию из регионов о том, сколько и какие лекарства необходимо закупать.

После объявления в июне первых тендеров вскрылась другая проблема — цены, по которым компании предлагали поставлять лекарства, оказались выше, нежели мог себе позволить Минздрав. Например, на 4 августа были открыты предложения на общую сумму около 940 млн грн. В среднем стоимость лекарств оказалась на 50 % выше, чем в прошлом году. Напомним, на этот год для госзакупок лекарств запланировано в госбюджете 2,2 млрд грн, что соответствует финансированию 2013 г. Но с начала года национальная валюта девальвировала на 58,8 %, как свидетельствуют данные Национального банка. «По тем ценам, которые предлагали поставщики, мы не могли закупить необходимый объем лекарств», — сетует Виктор Сальков. Поэтому летом Кабмин своим постановлением разрешил Минздраву уменьшить объем закупок.

Попытка номер два

Казалось бы, все препоны были преодолены, и в июле-августе Министерство здравоохранения предприняло вторую попытку наладить тендеры. Но на этом этапе ведомство столкнулось с безответственностью участников рабочих групп, которые разрабатывают тендерную документацию. «Зачастую представители общественных организаций, которые ранее требовали допустить их в рабочие группы, не приходили на их заседания, что приводило к отсутствию кворума и невозможности разработать тендерную документацию», — отмечает Виктор Сальков. Дополнительной причиной, которая не позволила Минздраву провести тендеры, стала подача жалоб участниками тендеров в Антимонопольный комитет. По данным высокопоставленного источника в Кабмине, из‑за этого 22 сентября были заблокированы торги по шести программам на общую сумму около 490 млн грн.

2,16 млрд грн выделено в 2014 г. на госзакупки лекарств 
и медицинских изделий Минздравом

В докладных записках Арсению Яценюку Олег Мусий обвинял в срыве сроков своего заместителя Руслана Салютина, который одновременно занимал пост председателя комитета по конкурсным торгам Минздрава. «Оглашение первых торгов можно было начать уже в апреле… [Руслан Салютин] сознательно саботировал работу по проведению государственных закупок… а также тормозил оглашение процедуры закупок», — сказано в одной из записок, копией которой располагает «Капитал». Олег Мусий просил уволить своего заместителя. Но до 1 октября Салютин оставался на своем посту.

Ничего сложного

За август-сентябрь Минздрав закупил лекарств на 0,5 млрд грн, рассказывает Виктор Сальков. «Я с этим мириться не буду», — пригрозил подчиненным в прошлую среду Арсений Яценюк. Он дал Минздраву и Министерству финансов 21 день на завершение процедуры закупки лекарств.

Это реальный срок, но для его исполнения чиновник «должен весь 21 день пахать, не выходя из своего офиса», говорит исполнительный директор общественной организации «Пациенты Украины» Ольга Стефанишина. «Сейчас жизни пациентов зависят только от решения Арсения Яценюка: кого поставят руководить медицинскими тендерами в Минздраве: человека, который должен будет заработать деньги на предвыборную кампанию партии «Народный фронт», или грамотного менеджера, который спасет сотни тысяч жизней тяжело больных украинцев, выводя госзакупки из кризиса», — говорит она.

Основная проблема не в том, что систему госзакупок надо срочно реформировать или менять под каждого нового министра, поскольку нет никаких методологических проблем — просто нужно проводить честно тендеры, говорит советник генерального директора фармкомпании «Дарница» Андрей Миронюк. Иначе есть риск вернуться к прошлогодним схемам — вертикальной коррупции, которая тем не менее позволяла худо-бедно, но закупать препараты, отмечает он. «Мы тогда не участвовали в этом безобразии», — уверяет Миронюк.

Для системы здравоохранения наиболее стратегически верным было бы, чтобы Минздрав вообще отказался от госзакупок лекарств и передал эту функцию страховой компании или фонду, возможно, государственным, считает директор департамента внешних связей фармацевтического холдинга STADA CIS Иван Глушков. «Госзакупки — не функция министерства. Оно должно определять правила игры, а не само участвовать в ней», — заключает Глушков.

Проведение тендеров можно было бы ускорить, если перестать отклонять тендерные предложения по формальным признакам (отклонение от форм, установленных тендерной документацией, отсутствие подписей и печатей на некоторых страницах предложения и др.), говорит руководитель практики фармацевтического права и охраны здоровья юридического бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», Украина, Виктория Подворчанская. Юрист отмечает, что в тендерной практике США и европейских стран зачастую допускается исправление в документах тендерного предложения технических недочетов, которые не являются существенными и не влияют на суть предложения. «Представляется целесообразным предусмотреть такую возможность и в нашем законодательстве», — предлагает эксперт.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама