Опрошенные «Капиталом» представители Минэнергоугля и его структурных подразделений отказались ответить на вопрос относительно того, как долго продлится ситуация с безудержным накоплением запасов на ТЭС. Помимо сугубо экономических факторов, таких как цена и объемы поставки, существуют еще и физические характеристики топлива.
Проблема с углем как топливом усугубляется тем, что он теряет свои свойства при хранении на открытом воздухе, а именно так он хранится на ТЭС — понятие «склады ТЭС» не подразумевает крытых помещений. Согласно ГОСТам, утвержденным еще во времена СССР, сроки хранения энергетического угля составляют в таких условиях 6-18 месяцев, в зависимости от марки. Как пояснил «Капиталу» источник в угольной компании, по истечении определенного для хранения на открытом воздухе срока происходит окисление угля. «Он начинает гореть дымкой, терять свои теплотворные свойства и в итоге превращается в золу», — отметил он. В связи с этим шахты останавливают добычу и стремятся не создавать больших запасов на складах, если возможности для сбыта отсутствуют.
Тем временем официальные лица продолжают заявлять о необходимости увеличения отечественной добычи угля. Подобный курс объясняется не столько потребностью собственно рынка, сколько наследием еще советских времен — Украина в 2012 г. добыла 85,95 млн т угля. Однако нынешнее руководство страны, укомплектованное выходцами из угольного региона, все еще ориентируется на масштабы советских времен. В 1991 г. объем добычи составил 135 млн т — отсюда и заявления о необходимости увеличивать добычу до 100 млн т и более.
Уже сейчас средняя по отрасли себестоимость добычи угля составляет в среднем 400-650 грн/т. При этом стоит учитывать, что нижняя граница — это наиболее эффективные шахты, уже входящие в состав частных энергетического (ДТЭК) или металлургических холдингов и работающие в первую очередь на их нужды. Что касается верхней границы — это шахты, остающиеся в государственной собственности, на многих из которых себестоимость добычи превышает нынешний уровень рыночных цен в 1,5-2 раза. Характеристики украинского угля в части содержания серы, зольности, летучих веществ таковы, что большая часть продукции просто не вписывается в европейские экологические стандарты. Таким образом, возможное увеличение добычи является скорее пропагандистским жестом — государственные компании (генерации, «Укрзалізниця», коммунальные котельные и пр.) просто не смогут потребить весь добываемый объем с учетом его увеличения, а частный потребитель скорее предпочтет более дешевый импортный уголь из России или Казахстана.