«Укрспирт» попался на биоэтаноле. Общая сумма санкций за нарушения государственного предприятия «Укрспирт» превышает 2 млрд грн, заявил председатель Государственной фискальной службы (ГФС) Игорь Билоус в ходе конференции Petroleum Ukraine 2014. Пока ведомство зачислило госкомпании штрафов на 900 млн грн. Большая часть санкций связана с продажей биоэтанола. «На предприятии по‑прежнему функционируют старые коррупционные схемы», — сказал Билоус.
Концерн «Укрспирт» — монопольный производитель и продавец спирта в Украине. В состав компании входит более полусотни спиртовых заводов. Биоэтанол — подакцизный товар с нулевой ставкой при условии целевого использования. Для подтверждения целевого использования при вывозе топлива с акцизного склада необходимо оформить соответствующий вексель.
В прошлом году госпредприятие задекларировало производство 58 млн л биоэтанола, однако ничего не было продано, сообщил директор департамента контроля за оборотом и налогообложением подакцизных товаров ГФС Виталий Герц. По его данным, весь объем использовался как сырье для производства «клонов» биоэтанола — КМПА (компонент моторного топлива альтернативный) и т. д.
Фактически, под видом биокомпонентов реализовывался спирт этиловый, говорит Герц. «Под видом реализации КМПА в тень было выведено 50‑60 % задекларированных объемов биоэтанола», — поясняет он. Соответственно, продолжает чиновник, если биоэтанол вывозили с акцизного склада не для целевого использования, то смесь сразу же лишается льгот и попадает под действующий акциз на спирт — 70,53 грн за литр 100 %-го спирта. «Мы не предлагаем ввести акциз. А пытаемся добиться того, чтобы порядок оборота этих биокомпонентов был аналогичен биоэтанолу, поскольку у них практически одинаковый химический состав», — подчеркивает Герц. «Биоэтанол с оформлением акцизного векселя не интересен нашим покупателям, они предпочитают приобретать биокомпоненты», — оправдывается один из руководителей департамента «Укрспирта» Руслан Рыбаков.
Не в первый раз
Последние три года «Укрспирт» постоянно оказывается в центре коррупционных скандалов. Основные обвинения касались производства неучтенного спирта. Но и биоэтанол тоже являлся предметом расследований. Спирт передавался другим предприятиям для переработки в биоэтанол, а потом бесследно пропадал. Как ранее заявлял народный депутат Артур Палатный (УДАР), по этой схеме на «переработку» отправлялось примерно 3,8 млн дал в год. Таким образом удавалось избежать уплаты в бюджет акцизов примерно на 2 млрд грн.
В июне бывший гендиректор «Укрспирта» Александр Харт был объявлен в розыск за присвоение и растрату имущества в особо крупных размерах. Тогда первый зампред ГФС Владимир Хоменко подсчитал, что из‑за действий Харта госбюджет Украины в 2013 г. недополучил 3‑5 млрд грн.
Место Харта занял Михаил Лабутин, а Министерство аграрной политики и продовольствия начало проводить аудит, но выводы пока не обнародовало. «Выводы мы огласим в ближайшее время», — заявил министр агрополитики Игорь Швайка на прошлой неделе. Он уверен, что конечной целью уголовных производств в отношении государственного предприятия спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Укрспирт» является его приватизация. «Думаю, это пролог к приватизации: обвинить руководство компании в неэффективности, поскольку там 900 млн грн штрафов, и сделать вывод, что менеджмент неэффективен и его [«Укрспирт»] нужно приватизировать», — подчеркнул Швайка.
Спорная приватизация
Участники рынка неоднократно предлагали государству продать «Укрспирт». А летом в правительстве даже был разработан соответствующий проект постановления о приватизации спиртового монополиста.
По мнению почетного президента украинской алкогольной компании «Олимп» Павла Климца, при наличии у производителей собственных спиртовых производств можно было бы тщательнее планировать объемы выпуска продукции и контролировать качество спирта было бы проще. «Думаю, многие были бы в этом заинтересованы, чтобы не быть привязанными к монополисту», — говорит он. Соглашается с ним и еще один топ-менеджер крупного производителя крепкого алкоголя: «Конкретных предложений не было, ведь приватизация пока не разрешена, но то, что в этом случае жизнь производителей стала бы легче, — факт». Сейчас, по его словам, спирт поставляется по предварительному заказу, а при наличии собственного производства многих бюрократических процедур удалось бы избежать.
Участники рынка негласно признаются, что готовы были бы выкупить по одному-два завода для обеспечения собственных производственных нужд. Однако о цене возможной покупки предпочитают не говорить (как ранее писал «Капитал», купленный летом 2013 г. Евгением Черняком Полтавский ликеро-водочный обошелся ему не более чем в $ 10 млн).
Нашли поддержку бизнесмены и у правительства. За приватизацию выступил и премьер-министр Арсений Яценюк, и председатель Государственной фискальной службы Игорь Билоус. Приватизация, по мнению чиновников, помогла бы в борьбе с нелегальным оборотом спирта. «Каждый производитель алкоголя готов купить один-два завода, и поверьте мне, через два года эти предприятия будут выглядеть совсем по‑другому», — аргументирует он.
Однако руководство «Укрспирта» и Игорь Швайка категорически против продажи стратегического предприятия. По подсчетам гендиректора монополиста Михаила Лабутина, если предприятие оставить государству, то в течение года его стоимость может достичь $ 10 млрд. Он также рассматривает вероятность вывода предприятия на IPO.
Лабутин заявил о намерении начать выпуск водки, чтобы загрузить простаивающие мощности «Укрспирта» (сейчас используется около 40 %). Однако, по его словам, рентабельность производства этого продукта на госпредприятиях будет гораздо ниже, чем на частных, поскольку оборудование на госзаводах устаревшее.