Интернет — самый легкий путь реализовать базовые потребности человека: в саморазвитии, уважении, общении. Вне зависимости от того, каким интернет-сервисам пользователь отдает предпочтение и какой контент потребляет. Общение с друзьями приносит радость, а просмотр агрессивного контента — наоборот, ухудшает самочувствие. Но сама возможность выбора позитивно отражается на индивидуальном благополучии.
Может ли доступ к сети сделать человека счастливее? Профессор французского университета Ренн-1 Тьерри Пенар (Thierry Penard) отвечает на этот вопрос утвердительно. В своих исследованиях он доказывает, что интернет-пользователи более довольны жизнью, чем те, кто не пользуется интернетом. Интересно, что наиболее сильный эффект интернет оказывает на молодежь и на тех, кого не устраивает их уровень дохода.
Это означает, что ликвидация «цифрового разрыва» в бедных странах способна улучшить общий моральный настрой населения и способствовать экономической отдаче.
В конце концов, интернет помогает найти работу, быстро и удобно совершать покупки, практически бесплатно (а иногда и вовсе даром) получать доступ к развлечениям.
В развитых странах интернет также освобождает население и бизнес от необходимости возиться с бумажками при получении государственных административных услуг. Сейчас электронные услуги предоставляют несколько десятков стран, включая США, Корею, Великобританию, Японию и даже Казахстан. Через интернет там можно зарегистрировать юридическое лицо, брак, записаться в очередь в поликлинике или проконтролировать успеваемость ребенка в школе.
Идеи создания подобной системы в Украине озвучиваются чиновниками уже не первый год. Для внедрения электронного правительства недавно даже создали специальное агентство. Но даже если реализовать эту идею удастся в полной мере, для почти половины взрослого населения Украины получение таких услуг будет невозможно. Ведь около 45 % граждан не пользуются интернетом вообще, о чем свидетельствует опрос «Электронное управление в зеркале общественного мнения», проведенный Центром Разумкова в сентябре. Среди этих людей 55 % не видят потребности в таком канале получения информации и не понимают, как он может улучшить качество их жизни.
Государство пока никак не участвует в ликвидации «цифрового разрыва». А частные операторы связи и интернет-провайдеры не хотят тратиться на развитие технологий в регионах с низкой окупаемостью. В итоге общество в течение долгих лет остается разделенным на «продвинутых» и «темных», лишенных шанса когда‑либо выбраться из нищеты.