В коротком, но весьма «многогранном» визите в Украину вице-президента США Джозефа Байдена был один весьма важный, хотя и малозаметный элемент, — «обсуждение» формата урегулирования проблемы Донбасса. Слово «обсуждение» взято в кавычки не случайно: Вашингтон, фактически, в добровольно-принудительном порядке обязал Киев вернуться в «минский формат» обсуждения конфликта. Затем необходимость продолжения переговоров в Минске была подтверждена в телефонной беседе Петра Порошенко с Ангелой Меркель.
А ведь всю неделю, предшествовавшую визиту «заморского гостя», украинская власть вела жесткую публичную кампанию против продолжения переговоров «в минском формате». Крайне негативные оценки идее «Минска-2» высказали советник СБУ Маркиян Лубкивский, губернатор Донецкой области Александр Кихтенко и, даже, премьер-министр Арсений Яценюк. По мнению Арсения Петровича, переговоры должны вестись в «женевском формате» (Украина — Россия — США — ЕС), который, к слову сказать, глава МИД РФ Сергей Лавров в тот же день — 19 ноября — назвал «пройденным этапом».
В пользу продолжения работы «контактной группы», т.е. «минского формата», открыто высказывался только министр иностранных дел Павел Климкин. Что же касается Администрации Президента, то тамошние титаны геополитики к визиту главы германского МИДа Франка-Вальтера Штайнмайера выдали свежий креатив в виде «веймарского формата» (производная от «веймарского треугольника» — Германия, Франция, Польша).
Ну, а далее конкуренция форматов переговоров по Донбассу состоялась, как уже указывалось выше, в формате «вот приедет Байден, Байден нас рассудит». Впрочем, этот же формат был задействован и в переговорах по принципам формирования коалиционного правительства...
Желание Киева выйти из «минского формата» вполне понятно: трехсторонняя (Украина — Россия — ОБСЕ) контактная группа de facto предполагает «внутриукраинский» характер конфликта (даже принимая внимание участие в нем РФ), и ее работа сводится к попыткам «наладить диалог» между Киевом и мятежными территориями. При этом Москва оказывается в числе посредников.
Кроме того, с точки зрения официального Киева, «минский формат» находится в опасной «правовой близости» от абсолютно неприемлемого для центральной власти прямого диалога с лидерами самопровозглашенных ДНР и ЛНР: представители мятежных территорий присутствуют в Минске за одним столом переговоров с украинской делегацией и подписывают общий документ.
Иные же форматы переговоров предполагают в той или иной степени «международный» характер конфликта, даже при учете его значительной «внутренней» составляющей. И «нейтральные» участники (ЕС и США — в «женевском формате», Германия и Франция — в «нормандском», Германия, Франция и Польша — в «веймарском») выступают de facto в качестве посредником между Киевом и Москвой. Идеологическим обоснованием смены формата является формула: «лидеры сепаратистов Донбасса — марионетки Москвы».
Строго говоря, позиция украинской власти вполне логична; в качестве слабого места можно указать лишь неизжитую романтичную веру постмайданной Украины в то, что наличие за столом переговоров представителей Запада автоматически создает их совместный с Киевом антироссийский фронт.
Однако Западу (в большей степени — Евросоюзу, в несколько меньшей — США) выгодна следующая формула ситуации на Донбассе: «внутренний конфликт при вмешательстве РФ». И даже в рамках такого подхода «прекращение вмешательства РФ» и «урегулирование внутреннего конфликта» — два параллельных (позиция Запада), а не последовательных (позиция Киева) процесса.
Есть немало вполне прагматичных причин, по которым страны ЕС и США не рвутся в посредники в украинско-российском кризисе, но мы укажем на важную идеологическую составляющую. Дело в том, что признаваемая Западом невозможность (как минимум — в обозримом будущем) возврата status quo по Донбассу означает необходимость достижения некого компромисса. Но любой компромисс возможен только за счет (больший или меньший) интересов «демократической Украины», которыми, западные страны, вроде как, не могут торговать.
Именно ради того, чтобы избежать «Мюнхена-2», Запад толкает Украину на «Минск-2», недавним аналогом которого является Хасавюрт...