Экспозиция «Пауль Клее. Ни дня без линии» откроется в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 15 декабря. Пять лет назад в этом московском музее уже показывали графику Клее. Однако, во‑первых, выставка была групповая, а во‑вторых, в нее вошли произведения из музейной коллекции. Теперь же в российскую столицу привезут работы художника, которые хранятся в частных и публичных собраниях в разных городах Швейцарии, в том числе в цюрихском Художественном музее, в Фонде Бейелера в Базеле и Центре Пауля Клее в Берне. Именно в бернском центре сберегается основная часть наследия авангардиста — более 4 тыс. произведений.
В рамках московской экспозиции можно будет увидеть полторы сотни работ Пауля Клее. Они охватывают всю разнообразную, длившуюся более 25 лет карьеру художника. Первый настоящий прорыв в творчестве Клее случился, когда ему было 35 лет. До этого он уже успел сначала познакомиться с Василием Кандинским — выдающимся авангардистом и одним из ключевых теоретиков абстракционизма, а затем увлечься кубизмом. Но в 1914 году Клее отправился в Тунис, где занялся экспериментами с цветовыми абстракциями. На выставке «Ни дня без линии» этот период творчества иллюстрирует серия знаменитых африканских акварелей Клее. В начале 1920‑х художник присоединился к конструктивистам из легендарной школы Баухаус. Одна из знаковых работ этого периода — геометрический пейзаж «Вид города с красным куполом» (1923).
Самым плодотворным периодом в карьере художника стали 1930‑е. Клее сформировал собственный стиль — смесь из конструктивизма, абстракционизма и кубизма. Причем если другие художники, работавшие в этих направлениях, делали акцент на рациональную составляющую искусства и чаще теоретизировали, то Клее тяготел к иррациональному и вдохновлялся окружавшей его природой. Чему в значительной мере способствовала поездка в Египет в конце 1920‑х. Как это выражалось на холсте, продемонстрируют полотна «Шаг» (1931), «Восходящая звезда» (1931) и другие.
В 1933 году художнику пришлось покинуть родную Германию. И к концу 1930‑х его произведения становились все мрачнее и тревожнее, как картины «О, эти слухи!» (1939) и «Пленник» (1940). При этом Клее, страдавший от склеродермии, от которой и умер в 1940 году, до конца жизни не прекращал рисовать. Что и подчеркивает название выставки «Ни дня без линии».Наследие Клее насчитывает около 9 тыс. произведений. Его работы в значительной степени повлияли на испанского абстракциониста Жоана Миро, одного из основателей абстрактного экспрессионизма Марка Ротко и других ключевых авторов, сформировавших облик искусства ХХ века.
Кроме картин Клее, в экспозицию войдут его рабочие инструменты, трактаты-таблицы, ставшие теоретической базой для творчества художника, фотографии из мастерских и куклы из его личного собрания — они служили живописцу моделями и участвовали в импровизированных представлениях, которые авангардист любил устраивать у себя дома. Также среди экспонатов — созданные Клее и редко демонстрирующиеся композиции-гербарии. Выставка продлится до 1 марта 2015 года.