Процентные ставки и экономический рост — преодолевая стереотипы

Критика в адрес правительства и Нацбанка по поводу того, что они недостаточно способствуют снижению процентных ставок по кредитам, чем усугубляют кризисные явления в экономике страны, стала привычной. Однако не факт, что для этого есть достаточные основания. И не только потому, что НБУ с 13 августа опустил процентную ставку до рекордно низкого значения в 6,5 %.

Многие экономисты и политики считают неоспоримой прямую зависимость между низкими процентными ставками и позитивной экономической динамикой. Это связано с доминированием в их сознании ортодоксального монетаризма и не является аксиомой.

Например, лучшие темпы роста ВВП сейчас наблюдаются в странах с более высокими процентными ставками. Так, несмотря на экстремально низкие в течение достаточно длительного времени процентные ставки в ведущих экономиках мира (Япония — 0,1 %, США — 0,25 %, ЕЦБ и Великобритания — 0,5 %), относительно заметный успех в деле восстановления экономики достигнут лишь в США.

В то время как в странах с более благополучной экономической динамикой ставки центробанков ощутимо выше. Например, в Австралии и Новой Зеландии — 2,5 %. Не говоря уже о ЮАР (5 %), Китае (6 %), Индии (7,25 %).

Этому явлению есть несколько объяснений. Во-первых, не стоит переоценивать влияние уровня процентных ставок на инвестиционные процессы — решение о реализации проектов в большей мере принимается под влиянием ожиданий инвесторов относительно спроса на потенциально производимую реципиентами их вложений продукцию. Т. е. принимаемые инвестиционные решения, если говорить о реальном секторе экономики, скорее зависят от стоимости акционерного капитала. А расширение производства происходит на основании ожидания роста спроса.

Во-вторых, резкое понижение процентных ставок приводит не только к уменьшению стоимости кредитов, но и к падению доходов от депозитов. Вследствие этого происходит некоторое снижение потребления. Приведенные примеры Японии, зоны евро и Великобритании указывают на то, что падение процентных расходов компаний в меньшей степени повлияло на ВВП и промышленное производство, чем снижение процентных доходов потребителей.

В-третьих, увеличение процентных ставок может привести и к росту экономики. Подорожание кредитов ведет к тому, что компании-заемщики, производящие продукцию с низкой долей добавленной стоимости и, соответственно, работающие с невысокой прибылью, вынуждены отказываться от банковских займов.

Это значительно расширяет возможности получения кредитов предприятиями с более здоровой экономикой. Такие коммерческие структуры получают дополнительный толчок к развитию. Снижение объема производства первыми компаниями с лихвой компенсируется ростом этого показателя у вторых.

Содействие развитию производителей продукции с высокой долей добавленной стоимости не только стимулирует динамику ВВП, но и качественно улучшает структуру экономики, создает предпосылки для НИОКР и инноваций. Более того, таким образом осуществляется элементарное оздоровление экономики — если у отдельных компаний небольшой рост процентных ставок приводит к серьезным потерям, а их снижение к малозаметному росту прибыли, значит, эти компании являются потенциально неблагополучными.

Критикуя центробанк за высокие процентные ставки, важно понимать, что он преимущественно регулирует уровень ставок на рынке межбанковского кредитования. Уровень кредитного риска на этом рынке близок к нулю. Когда же речь идет о макроэкономике, имеют в виду заимствования компаний и частного сектора. Здесь кредитный риск значительно выше. Стоит ли возлагать на НБУ ответственность за кредитные риски в украинской экономике в целом, может ли он управлять этим параметром?

Устанавливая ставку рефинансирования, Нацбанк задает нижний предел процентных ставок, тем самым стимулируя конкуренцию среди банков, которая выражается в соревновательности на рынке привлечения депозитов. Как правило, от этого выигрывают потребители, т. е. население, размещающее вклады в банках. Чрезмерно низкие процентные ставки не в их интересах. И, в конце концов, функцией НБУ является скорее поддержание ликвидности в банковской системе страны, обеспечение расчетов в экономике.

Вопрос о том, как сильно процентные ставки центробанка влияют на экономическую динамику, не имеет однозначного ответа (и не факт, что тут имеется однозначно положительная корреляция). Но нужно четко осознавать как ограниченность позитивного влияния снижения процентных ставок, так и побочные эффекты этого.

Важнее обеспечить снижение рисков в экономике страны и создать предпосылки для роста спроса. Реальные шаги в этом направлении сделаны — создана Межведомственная комиссия по защите прав инвесторов, стабилизированы инфляционные и курсовые ожидания. Теперь правительству нужно не отступить от намерения продолжить улучшение налогового климата, а также активно потрудиться над формированием потребительского спроса.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама