В переполненном вагоне метро случайно наткнулся взглядом на распахнутую тетрадку школьницы. Ее мама просматривала отметки. «Хорошо!» — было аккуратно выведено учителем под не менее аккуратными словами ученицы.
В школах преподают такие же предметы, как и двадцать, и сорок лет назад. Многие из них в обществе принято считать обязательными: письмо, чтение, математика. Не уметь писать недопустимо! Первоклассник старательно выводит прописные буквы, готовясь к новым свершениям. Еще недавно этот навык их сильно выручил бы — старшие классы, университет, работа… мемуары на пенсии. Но является ли он по‑прежнему базовым в наши дни, не говоря уже о ближайшем десятилетии? Ведь подавляющее большинство только стучит пальцами по клавишам или сенсорному экрану, а ученые работают над технологией ввода данных прямиком из мозга. Что будет делать нынешний школьник со своими знаниями, когда вырастет? Правильно ли он потратил самое продуктивное время своей памяти? И не почувствует ли он себя динозавром, хоть его учителя и искренне старались «вдохнуть жизнь»?
Пожалуй, пришло время для неудобных вопросов. Если предложить отменить общий курс грамматики, оставив только ее азы, то кто‑то наверняка покрутит пальцем у виска. А как же держава потом будет гордиться самой грамотной в мире (но беспомощной) нацией?
Почему грамматика продвинутого уровня сейчас не нужна массам? Да потому что 90 % людей работают в программах с автоматической проверкой орфографии. И ее не нужно знать в совершенстве — это не станет преимуществом перед неграмотными, как раньше.
Иностранные языки, как бы это странно ни звучало, тоже можно назвать транжирами времени. Нужно ли учить, например, немецкий? Во-первых, мы вряд ли будем брать в плен немцев, а во-вторых — их молодое поколение владеет английским (теперь достаточно и его). Знать немецкий красиво и культурно, но время можно сэкономить.
Но на что его использовать? Ответов хватает. Если раньше важен был хороший почерк, то сейчас мы входим в мир образов, мир эффективно работающего воображения (всю черную и алгоритмическую работу сделают «роботы»). По мере развития интернета и автоматизации производства приходится все больше сталкиваться с виртуальным, а не с физическим — графические цифровые изображения, проекции и пр. Раньше хороший художник рисовал природу вокруг себя. Теперь он претендует на создание дизайна для вещей, с которыми нам еще предстоит столкнуться. Поэтому, наверное, продвинутое рисование, в отличие от продвинутой математики, не помешало бы.
Без чего вообще нельзя обойтись, так это без психологии. Интернет приучает детей замыкаться в себе с самого детства, лепит из них нелюдимых двуличных эгоистов. А это куда большая проблема, чем незнание правил переноса.