Украинский экспорт товаров обвалился на $ 4,3 млрд за три квартала 2014 г. Потерю $ 3,7 млрд из этой суммы можно «вменять в вину» России — именно на столько сократились поставки товаров за рубеж из Крыма и Донбасса. Собственно аннексия полуострова не стала большой потерей для украинской внешней торговли. АРК обеспечивала менее 2 % отечественного товарного экспорта.
Но о территории, оказавшейся полигоном для конфликта между Россией и Украиной, такого не скажешь. Еще в 2013 г. на Донецкую и Луганскую области приходилась четверть поставок товаров из Украины за рубеж. Однако боевые действия сократили экспорт этих регионов на 25%, или на $3 млрд за три квартала 2014 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года территории, оказавшейся полигоном для конфликта между Россией и Украиной, такого не скажешь. Еще в 2013 г. на Донецкую и Луганскую области приходилась четверть поставок товаров из Украины за рубеж. Однако боевые действия сократили экспорт этих регионов на 25 %, или на $ 3 млрд за три квартала 2014 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Сухой закон
Основная специализация Крыма — производство продуктов питания и алкоголя. По данным Госстата за прошлый год, на полуострове выпускалось 37 % вина, 34 % коньяка и 20 % водки, изготавливающихся в целом по стране. Но при этом Крым обеспечивал всего 7 % общеукраинского экспорта алкоголя, безалкогольных напитков и уксуса.
В марте новая крымская власть национализировала винодельческие заводы «Магарач» и «Массандра», завод шампанских вин «Новый Свет», которые до этого были в собственности украинского государства. Частных производителей алкогольной продукции судьба госпредприятий частично обошла стороной. Инкерманский завод марочных вин, к примеру, остался в руках прежних собственников. А крымский вино-коньячный завод «Бахчисарай» компании «Олимп» и «Крымская водочная компания» (теперь «Истерн Беверидж Трейдинг»), которой принадлежал ликеро-водочный завод в Симферополе, перенесли производство за пределы полуострова. Впрочем, формально Украина лишилась экспортных поступлений и от государственных, и от частных предприятий в Крыму.
Правда, аннексия не пошла на пользу и алкогольному экспорту Крыма. По данным Крымстата, в апреле-сентябре местные производители продали за рубеж (без учета России) алкоголя, безалкогольных напитков и уксуса на $ 117,7 тыс. В те же месяцы прошлого года подконтрольный Украине полуостров экспортировал этой продукции на $ 18,8 млн.
Морской путь
Существенную ценность Крыма для украинского экспорта представляли также пять морских торговых портов полуострова с выходом к Черному морю — в Керчи, Феодосии, Ялте, Севастополе и Евпатории. По данным Администрации морских портов Украины, в минувшем году через эти порты было отправлено 5,4 млн т груза на экспорт, что составило 5,4 % от экспортных грузов, отправленных из всех морских портов страны. Но все они были национализированы в марте новой властью Крыма.
Правда, эту потерю оказалось несложно восполнить, по словам эксперта «Центра транспортных стратегий» Андрея Исаева. За апрель-ноябрь оставшиеся в распоряжении Украины 13 морских портов в континентальной части страны увеличили перевалку экспортных грузов на 10 %, или на 6,1 млн т по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. В основном это произошло усилиями Херсонского морского порта, нарастившего отправку экспортных грузов с апреля на 88 %, Ильичевского порта (+35 %), Одесского порта (+23 %), спецпорта «Октябрьск» в Николаеве (+23 %).
На чужом сырье
Возместить ущерб, который украинской внешней торговле нанесли боевые действия в Донбассе, оказалось не так просто, как в случае Крыма. В самом плачевном состоянии из‑за них оказалась добывающая промышленность. В целом за девять месяцев поставки минерального топлива за рубеж уменьшились лишь на 4 % — до $ 5,1 млрд, но после эскалации конфликта в июле-августе они резко обвалились: в августе — на 25 %, в сентябре — на 32 %. Именно на Донбасс раньше приходилось 63 % экспорта угля. Но, по словам начальника отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль Дмитрия Сологуба, из‑за остановки шахт в Донбассе экспортные поставки угля практически полностью прекратились. В сентябре экспорт минерального топлива из Донецкой области упал вдвое. Украина даже сама стала приобретать уголь за границей, начав с закупки некачественного угля в ЮАР по завышенной цене.
$3,7 млрд экспорта лишилась Украина из‑за аннексии Крыма и войны в Донбассе
Из 150 угледобывающих шахт страны 83 оказалось на территориях самопровозглашенных ДНР и ЛНР, по данным Министерства энергетики и угольной промышленности. В том числе 54 из 90 государственных шахт. Во время эскалации военных действий в Донбассе в июле-августе фактически прекратили функционировать шахты «Красный партизан», «Комсомолец Донбасса» и несколько других шахт ДТЭК, десять шахт компании Coal Energy. Многие шахты время от времени останавливали работу из‑за перебоев с электроснабжением. Множество государственных шахт были обесточены и затоплены.
За январь-ноябрь добыча угля в Донецкой и Луганской областях упала на 27 % по сравнению с 11 месяцами 2013 г., в том числе в ноябре — на 58 %. При этом если у шахт коммерческих структур есть шансы на реанимацию, то у многих государственных такой возможности не будет до полного разрешения конфликта. С 1 сентября финансирование угольных госпредприятий на захваченных территориях было приостановлено.
Эффект домино
Проблемы с добычей угля, а также его транспортировкой подорвали не только экспорт непосредственно угля, но и всю производственную цепочку, от которой зависит экспорт кокса и металлов. Так, с конца июля из‑за обстрелов, лишавших завод энергоснабжения, неоднократно прекращал работу Авдеевский коксохимический завод, входящий в группу «Метинвест», — крупнейший в Европе химзавод, который производит треть всего украинского кокса. Также с середины августа из‑за отсутствия угля и нестабильного энергоснабжения не работал Алчевский коксохимический завод.
В октябре Авдеевский и Алчевский коксохимы возобновили производство, но в небольших объемах. В ноябре Авдеевский КХЗ изготовил в 2,5 раза, а Алчевский КХЗ — в 3,7 раза меньше металлургического кокса, чем в том же месяце 2013 г. При этом в декабре работа Авдеевского КХЗ снова оказалась под угрозой. Как сообщили в «Метинвесте», из‑за того что в октябре и ноябре было нарушено железнодорожное сообщение из Авдеевки по направлениям на Ясиноватую и Донецк, предприятие сейчас не имеет возможности пополнять запасы угля.
В результате, по данным объединения «Укркокс», производство металлургического кокса упало за 11 месяцев на 19 %. В том числе в октябре — на 42 %, в ноябре — на 38 %. А экспорт кокса и полукокса снизился на 42 % за январь-сентябрь. При этом, как и в случае с углем, Украина даже оказалась вынуждена нарастить закупку кокса за границей.
В свою очередь, остановка коксохимических заводов практически парализовала металлургическую отрасль. Так, Авдеевский КХЗ обеспечивал сырьем Енакиевский и Макеевский металлургические заводы из группы «Метинвест». А от Алчевского КХЗ зависела работа Алчевского меткомбината (АМК) и Днепровского меткомбината им. Дзержинского (ДМК), входящих в корпорацию «Индустриальный союз Донбасса».
Но даже после запуска в октябре оба химзавода не смогли полностью обеспечивать потребность метпредприятий в коксе. В том же месяце некоторым крупным сталелитейным предприятиям удалось увеличить выпуск, но они все еще работают далеко не на полную мощность. Так, из‑за того что Авдеевский КХЗ пока работает на 20‑25 % мощности, всего на 30 % загружен Енакиевский метзавод, на 70 % — «Азовсталь» и ММК им. Ильича. В итоге падение выпуска металлургической промышленности уменьшилось с 30 % в августе и 28 % в сентябре до 21 % в октябре, но так и не прекратилось. Поэтому продолжается и сокращение экспорта металлов. За девять месяцев поставки черных металлов и изделий из них упали на 3 % и 35 % соответственно, в том числе в сентябре — на 26 % и 53 %.