В минувшем году на фоне общего экономического спада морские порты континентальной Украины показали позитивную динамику, увеличив переработку грузов по сравнению с 2013 г. на 4%. Локомотивом роста стал экспорт зерна, руды и металлопродукции. Правда, участники рынка связывают увеличение показателей в большей степени с перенаправлением грузов с оккупированных крымских портов в порты континентальной Украины. Специалисты сходятся во мнении, что на этот год основной задачей портовиков будет удержать результат, достигнутый в 2014 г.
Несчастье помогло
По итогам 2014 г. морские торговые порты (МТП) переработали 142,8 млн т, грузов, что на 4% выше уровня 2013 г, сообщила Администрация морских портов Украины (АМПУ). Экспортный грузопоток возрос на 8,5%, до 103,1 млн т, импортный сократился на 10,3%, до 15,9 млн т, а транзитный — на 9%, до 20,3 млн т, тогда как каботажный увеличился на 60,7%, до 3,5 млн т. При этом следует отметить, что в статистику за 2013 г. были включены порты Крыма, в то время как результаты их работы в общем объеме перевалки грузов за 2014 г. уже не вошли. Для сравнения: в 2013 г. крымские порты переработали 12,95 млн т грузов, что составило чуть менее 9% от общего объема перевалки грузов украинскими портами.
Первый заместитель председателя АМПУ Юрий Васьков, комментируя «Капиталу» результаты работы портов, сообщил, что такие показатели были достигнуты за счет более сильной первой половины года (тогда перевалка грузов выросла на 8%), и не ощущались последствия экономического спада в стране и военных действий на востоке Украины. По его словам, на общие результаты повлиял значительный рост экспорта зерновых (он вырос на 25,8%, до 32,4 млн т). Директор компании «Гермес Трейдинг» (осуществляет перевозки водным транспортом) Юрий Скичко заявил «Капиталу», что этому способствовали большие переходящее запасы зерна, накопившиеся в 2013 г., и рекордный урожай зерновых и масличных культур в прошлом году — 64 млн т. Кроме того, по его словам, в 2014 г. вывозу этой продукции способствовала ценовая конъюнктура, в том числе снижение стоимости фрахта на мировых рынках. Скичко считает, что и в 2015 г. экспорт зерна будет увеличиваться и оставаться локомотивом общей перевалки грузов в МТП.
Еще одна причина позитивной динамики, по мнению Васькова, — увеличение на 7,3% (до 35,3 млн т) отгрузки руды и на 6,6% (до 18,87 млн т) – металлопродукции. «Основные потребители руды — металлурги — стали сокращать производство, что заставило производителей этого сырья увеличить его экспорт», — отмечает Юрий Васьков. С ним соглашается руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий, добавляя, что внутренний спрос на руду сократился на 15-20%. По его словам, в копилку грузопереработки портов попал и импорт энергетического угля, что стало в 2014 г. своеобразным феноменом для страны, которая ранее экспортировала это топливо.
Тем не менее переработка высокотехнологичных грузов в МТП значительно сократилась. Например, обработка контейнеров уменьшилась на 14,6% (до 671,521 тыс. TEU), а автотехники и сельхозтехники — на 64,3% (до 59,7 тыс. т).
Транспортная блокада
Помимо внешних и внутренних экономических факторов, увеличение грузооборота сдерживает регуляторная политика. Юрий Васьков считает, что нужно сокращать число контролирующих служб и их полномочия при таможенном оформлении груза и разных видах контроля. Для этих целей, уверяет специалист, сегодня уже существует ряд нормативно-правовых актов, которые нужно принять и ввести в действие. В прошлом году проверки грузов в портах Генпрокуратурой, Госветфитослужбой и Госсельхозинспекцией уже приводили к блокированию экспорта зерновых и масличных культур. Из-за таких случаев Украина ежегодно теряет немалую часть потенциальных клиентов, говорит Скичко.
Более того, участники рынка указывают на то, что ограничиваются возможности портовых операторов сегодня еще и отсутствием четкой тарифной политики — фактически рынок живет в условиях ручного регулирования цен.
Первый заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер сообщил «Капиталу», что министерство сейчас прорабатывает возможности создания и внедрения уже в этом году единой прозрачной системы тарифообразования. По его словам, сегодня предпринимается ряд шагов для того, чтобы облегчить доступ к инфраструктуре операторов и упростить контроль, но при этом оставить часть полномочий за государством. Шульмейстер говорит, что основные перевалочные мощности очень изношены и скорость переработки грузов ограничена, что значительно влияет на расходы трейдеров и их выбор. Он уточнил, что в текущем году запланировано разработать и принять ряд законов и подзаконных актов, позволяющих повысить инвестиционную привлекательность в отрасли. Некоторые специалисты считают, что речь пойдет о создании в портах свободной экономической зоны с различными преференциями для инвесторов и операторов.
Потоки
Прогнозы на 2015 г. по грузообороту в портах закладываться достаточно скромные. По словам Васькова, перспективы роста перевалки в портах будут напрямую зависеть от общей экономической и политической ситуации в стране, а также мирного урегулирования ситуации на востоке Украины, с последующим восстановлением работы промышленных предприятий в регионе, которые традиционно обеспечивали значительную часть грузооборота. Владимир Шульмейстер считает, что в этом году не стоит ждать роста перевалки грузов и основной стратегией будет удержание показателей перевалки в портах на уровне прошлого года. Впрочем, уже за половину января 2015 г. наблюдается спад перевалки на 7% по сравнению с тем же периодом прошлого года, говорит Васьков. Согласно его прогнозу, в этом году можно ожидать падения грузоперевалки на 5-10%.
Схожего мнения придерживаются и специалисты, которые видят рост разве что по отдельным видам грузов. Но даже с этим может оказаться не все гладко. Консультант компании «ЦТС-Консалтинг» Андрей Исаев расказал «Капиталу», что в настоящий момент Украина может столкнуться с дефицитом мощностей по перевалке зерновых. По его словам, в прошлом году возникли трудности с нехваткой глубоководных терминалов по навалочным грузам — импортный уголь, завозимый из ЮАР, с трудом удалось разместить на существующих терминалах и логистическая схема не всегда самая оптимальная. Юрий Васьков считает, что если страна и дальше будет экспортировать руду и импортировать уголь, то необходимо будет увеличивать мощности и строить специализированные терминалы.
В настоящий момент существуют проекты строительства как зерновых, так и навалочных терминалов в портах. Исаев говорит, что в 2014 г. реформа портовой отрасли «зависла на паузе» — политическая неопределенность в течение года (смена законодательной и исполнительной властей) помешала реализации крупных инвестиционных проектов по строительству и модернизации терминальных мощностей, направленных на усиление конкурентных преимуществ украинских портов.