Бизнес отмечает ухудшение таможенной политики государства. Об этом свидетельствует снижение таможенного индекса Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) с 3,06 баллов по 5‑балльной шкале во втором полугодии 2013‑го до 2,81 балла в первом полугодии 2013 г.
По многим параметрам изменений не произошло ни в худшую, ни в лучшую сторону (см. таблицу). Так, практически на прежнем уровне осталась длительность таможенного оформления — в среднем 2,8 дня на одну поставку, что 42 % опрошенных ЕБА компаний считают вполне адекватным сроком.
Количество часов, необходимых на оформление одной поставки даже уменьшилось — с 8,7 до 7,5 часов, что, правда, далеко от обещанных Таможенным кодексом (ТК) четырех часов. Объем бумажной работы во время таможенных процедур также остался неизменным.
Среднее число документов, которые нужно заполнить для оформления одной поставки, уменьшилось с 10,2 до 7,3. При этом обременительность их заполнения не уменьшилась. Но стабильность не всегда является плюсом. Сохранилось и несколько наболевших проблем в таможенных процедурах, неизменность которых и стала причиной ухудшения индекса ЕБА.
Вопрос цены
Главной проблемой для бизнеса на границе по‑прежнему является определение таможенной стоимости. По словам менеджера по таможенному регулированию компании «PricewaterhouseCoopers Украина» и сопредседателя таможенного комитета ЕБА Дениса Шендрика, таможенные органы вернулись к практике «индикативных цен» относительно импортных товаров.
Как объясняет сопредседатель комитета Александр Лазарев, Министерство доходов и сборов рассчитывает таможенную стоимость исходя не из цены договора, а из внутренней базы данных. Это приводит к завышению таможенной стоимости.
Во второй половине 2012 г. такая практика вызывала меньше нареканий у бизнесменов, но в 2013‑м эти претензии стали появляться чаще. В частности, в мае этого года импортеры жаловались, что расходы на растаможивание овощей и фруктов выросли на 30 %.
По словам партнера налогово-юридического департамента Deloitte Евгения Занозы, корень этой проблемы — в несовершенстве системы рисков, которая используется таможенными органами.
В теории она должна вычислять рискованные товары, чтобы впоследствии таможенные органы сверяли заявленные цены на них со своей базой. Но на практике действующая система рисков не проработана до конца и поэтому отправляет большинство товаров в число «рискованных».
В результате, таможенные органы ищут расхождения между ценой, указанной в инвойсе, и ценой из собственной базы и несоответствия в документации и затем «советуют» собственную цену.
Как правило, рассказывает Лазарев, наемный брокер прислушивается к «совету» и выставляет цену «в результате согласования с таможенными органами». А бизнес впоследствии жалуется на необоснованные отказы органов принимать заявленную стоимость, но не может оспорить это в суде, поскольку формально стоимость была заменена добровольно.
Пресс-служба Миндоходов не ответила на запрос «Капитала», но ранее глава министерства Александр Клименко неоднократно отклонял подобные обвинения.
Отложенные инновации
Снижение таможенного индекса обусловлено и тем, что ряд позитивных новаций, которые предусматривает ТК, так и не заработал. В первую очередь, институт уполномоченных экономических операторов (УЭО). Он широко применяется в мировой практике, в частности во Всемирной торговой организации.
Согласно ТК, получить статус УЭО может предприятие, которое осуществляет внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет с момента подачи заявления на получение статуса, не имеет невыполненных обязательств по уплате таможенных платежей, пени и задолженности согласно налоговому законодательству и соответствует еще ряду критериев.
Получив этот особый статус, компания может претендовать на упрощенный порядок контроля со стороны таможенных органов, рассказывает Заноза. В зависимости от вида сертификата, подтверждающего статус УЭО, компания может получить возможность проходить таможенный контроль в первоочередном порядке или предоставлять меньший объем сведений, необходимых для декларирования. Другими словами, статус УЭО заметно облегчает ведение бизнеса.
В июне глава Миндоходов также подчеркнул важность внедрения института уполномоченного экономического оператора во время Международной бизнес-конференции «АВС Украина и партнеры».
Но заработать этой инновации мешает нехватка правовой базы, говорит Евгений Заноза. А именно — отсутствует специальный порядок получения статуса УЭО, который должно было разработать Министерство финансов. Он не был до сих пор утвержден из‑за разногласий между Миндоходов и Минфином о том, как должна выглядеть анкета, включающая критерии отбора предприятий, претендующих на «почетное звание» УЭО, утверждает Лазарев.
По его словам, таможенники стремились ограничить число обладателей спецстатуса с помощью жестких требований и даже квотирования, а сотрудники Минфина предлагали более либеральный вариант, при котором УЭО станут все компании, соответствующие только тем лицензионным требованиям, которые прописаны в ТК.
Впоследствии, рассказывает представитель ЕБА, первый проект анкеты с более жестким отбором был заменен на более либеральный, но уже много месяцев как «застрял» на стадии согласования между Минфином и Миндоходов.
По его мнению, Миндоходов специально затягивает этот процесс, поскольку не желает потерять контроль над таможенными процедурами. Представители обоих министерств не стали это комментировать.