Так сложилось исторически, что самая прогрессивная и инновационная отрасль экономики во всем мире — связь и ИТ в Украине остается в тени, а всеми процессами управляют извне. Отсутствие контроля со стороны государства над информационными потоками и телекоммуникационными сетями особенно остро проявилось сейчас, когда страна вынуждена вести боевые действия.
Чтобы понять масштаб бедствия можно привести аналогию: есть танк, он воюет под украинским флагом, но управляет им агрессор. Такая же ситуация и на рынке связи. Есть операторы, которые предоставляют услуги связи в Украине, но их работа мониторится далеко за пределами страны.
Летом 2014 года разгорелся скандал с компанией МТС-Украина, в сетях которой выявили несанкционированное вмешательство через российские коммутаторы. Такое оборудование позволяет получать данные о местонахождения абонентов, а также отслеживать их звонки и СМС. Затем последовали заявления против использования мобильной связи в зоне проведения АТО. Пользователи приводили примеры, как обычный мобильный телефон становился инструментом для определения месторасположения украинских блокпостов.
Как оказалось, у государства Украина нет технических и законодательных основ для регуляции в отрасли связи даже в период военных действий. В стране отсутствует национальная система спецсвязи, а украинские компании не имеют ни малейших преференций. В таких условиях изменить ситуацию может только политическая воля руководства страны.
В системе высшей государственной власти впервые за всю историю Украины работают специалисты из отрасли ИКТ, которые понимают и видят процесс изнутри. На разных уровнях государственной власти разрабатывают механизмы, которые позволят стране вернуть контроль над одной из стратегических отраслей. В Администрации Президента, Кабмине, ВРУ достаточно людей, которые понимают, что реформы должны соотносится с мировыми стандартами: обеспечивать равноправное развитие всем игрокам, предоставлять абонентам качественные услуги связи, но при этом обладать инструментами для мониторинга, контроля качества, и, если надо в условиях войны, и ручного управления отраслью.
Однако, как и в многих других отраслях, в телекоме тоже есть два типа участников происходящих там процессов — те, кто хочет перемен, и те, кто намерен оставить все, как есть. Причем вторые стали настоящей пятой колонной, которая объединилась вокруг «врага».
Украинский телеком сегмент последние 3 недели активно обсуждает законопроект Александра Данченко, который предусматривает внесение изменений в ряд законов, которые регулируют отрасль связи. Данченко возглавляет профильный парламентский Комитет по вопросам информатизации и связи, до прихода в Раду был гендиректором «Датагруп». Последнее заседание Комитета по вопросам информатизации и связи, на котором рассматривался сам законопроект Данченко, показал распределение сил в парламенте.
Юрий Мороко, опытный депутат, в прошлом директор компании «ММДС Украина», оператора связи, активы которого связывают с Ринатом Ахметовым и которого считают лоббистом и защитником интересов ахметовских бизнес-структур, выступил против документа. Насколько сильным остается влияние «бывших» в парламентских коридорах, подтверждает цепочка событий. 23 марта в Комитете собрались связисты, представители профильных общественных организаций и органов исполнительной власти с целью обсудить нормы законопроекта и прийти к консенсусу. Данченко заявил, что отзывать законопроект не будет, но готов внести поправки рынка, которые будут направлены на оптимизацию предложенных инициатив. Собственно, камней преткновения в документе несколько: изменения в разрешительной системе, реанимация системы регистрации мобильных терминалов через базу ІМЕІ, изменения в полномочиях отраслевого регулятора НКРСИ и его дочерней структуры Укрчастотнадзора.
Итогом встречи стало решение участников объединиться в рабочую группу, которая доработает законопроект. Активнее всего идею рабочей группы поддерживал Петр Чернышев, гендиректор «Киевстар», который говорил о том, что рынок должны услышать и готов выделить ресурсы для работы.
Законопроект с учетом правок рынка на заседании профильного Комитета поддержали 7 депутатов, представителей коалиции. Против проголосовал только Юрий Мороко, член «Оппозиционного блока». Однако, после этого события стали развиваться в совсем неожиданном русле.
Операторы вынудили главу профильной ассоциации ТЕЛАС Леонида Ошерова подписать письмо на Председателя ВРУ Владимира Гройсмана с требованием заблокировать законопроект. Почему так резко изменилась риторика связистов после трех недель совместной работы? Вряд ли влияние Оппозиционного блока в украинском парламенте еще настолько велико, чтобы блокировать принятие подобных решений. Однако, если вспомнить, что все мобильные операторы так или иначе связаны с российским капиталом, можно предположить возникновение союза, выгодного не только бывшим «регионалам».
Отдельного внимания заслуживают публичные заявления еще одного участника процесса — Ивана Петухова, директора компании «Адамант» и главы ИТ-комитета Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), возглавляемого Анатолием Кинахом, одним из тех, кто голосовал за так называемые законы «16 января».
Иван Петухов, выступая на Комитете в одном смысловом поле с нардепом Мароко, является ярым противником нормы законопроекта № 1888 о реанимации инструмента контроля над ввозом контрафактных мобильных терминалов в Украину. Эта его позиция неизменна еще с тех времен, когда процедура работала и показала свои преимущества. Только в 2014 году Петухов выступил в тандеме с экс-депутатом Ярославом Гинкой, который внес поправку, согласно которой функцию ведения базы ІМЕІ кодов ликвидировали.
Тоталитарными, преступными и коррупционными называют законопроект № 1888 Петухов и Мороко. Настаивают на том, что изложенные там нормы приведут к контролю за гражданами и росту коррупции. В тоже время таких рисков не увидели ни в Антикоррупционном Комитете ВРУ, ни в НКРСИ, ни в Минобороны. Последние, кстати, в своем письме Владимиру Гройсману написали, что борьба с бесконтрольным ввозом на территорию Украины мобильных устройств является важной задачей в период проведения АТО.
16 апреля прошли последние консультации с Европейской бизнес ассоциацией по нормам законопроекта. На следующую парламентскую неделю его текст будет вынесен в зал для обсуждения депутатами. Данченко уверяет, что отзывать законопроект он не намерен. Решение должен принять парламент.