Петр Порошенко подал в парламент проект реформы Нацбанка, разработанный нынешним руководством центробанка. Предложенные поправки, согласованные с МВФ, должны сделать НБУ более независимым органом в принятии финансовых решений. Для этого планируется изменить структуру и функции регулятора, а правительство будет лишено гарантированного «кошелька» поддержки госбюджета силами НБУ.
Неопределенный курс
Президент Петр Порошенко внес в парламент законопроекты № 2742 и 2743, направленные на реформирование Национального банка. Согласно документам, правление НБУ предложено сократить с нынешних восьми членов до шести — главы и пяти заместителей. Часть их полномочий передадут комитетам. «Единоличная ответственность главы НБУ перед Верховной Радой и президентом» будет отменена, что означает переход к коллективной ответственности НБУ за принятые решения.
Роль Совета НБУ усилят, в частности, в проведении внутреннего аудита и контроля рисков. Будет увеличена регулярность его заседаний до 10 раз в год, его состав сократится с 12 до 9 человек, а работу членов начнут оплачивать. Эти идеи в НБУ анонсировали еще три месяца назад, но документ внесен в парламент только сейчас. Правда, в нем есть несколько ранее не названных норм. Например, судам не разрешат «в обеспечение исков останавливать решения и акты НБУ, а также запрещать НБУ осуществлять определенные действия». Сейчас из-за подобного запрета НБУ не может начать ликвидацию Всеукраинского банка развития Александра Януковича.
Центробанк не будет сообщать правительству прогноз курса иностранной валюты, как делал это раньше. Хотя НБУ в последний год не единожды заявлял о том, что курс — плавающий и его никто не прогнозирует. Поэтому пересмотр его официальных функций лишь закрепит статус-кво. В законе о госбюджете никогда не указывался курс доллара, но эту цифру НБУ использовал Минфин для расчета плана доходов и расходов государства. На 2015 год Минфин использовал расчетный курс 21,7 грн/$.
Прибыль пойдет в резервы
Самая болезненная для Минфина поправка — усиление финансовой независимости НБУ. Он будет перечислять в госбюджет часть своей «прибыли» только после формирования резервов, которые должны достичь 10% его обязательств. Сейчас НБУ перечисляет 50% своей прибыли в госбюджет, а остальное — в резервы. «В последнее время сложилась негативная практика, когда из года в год устанавливается обязанность Нацбанка перечислять в госбюджет определенную сумму средств, которые еще не получены, а только предусмотрены в смете доходов и расходов», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Статья 15 закона о госбюджете-2015 определяет, что Нацбанк должен перечислить не позднее 11 мая в бюджет не менее 60,5 млрд грн (изначально было указано 65 млрд грн). В 2014 году НБУ направил в бюджет 22,8 млрд грн, а в 2013-м — 28,3 млрд грн.
Поддержка с учетом инфляции
Цели НБУ также подвергнут коррекции. Он будет способствовать финансовой стабильности, в том числе банковской, при условии, что это не будет противоречить поддержке ценовой стабильности в стране. За этой формулировкой скрывается тот факт, что НБУ будет поддерживать банки, в том числе рефинансированием, только если это не спровоцирует инфляцию. Раньше акценты были смещены на вкладчиков, интересы которых считались более важными, чем остальных граждан. Сейчас риск попадания в банки «дешевых» денег нивелирован учетной ставкой 30%.
На инфляцию также влияют одномоментные крупные выплаты вкладов клиентам обанкротившихся банков. Но сейчас воздействие этих денег ослаблено снижением потребительского спроса и тем, что часть денег ФГВФЛ вкладчики оставляют в банках. «Вкладчики, которые забирают депозиты во время первой волны выплат, как правило, уносят все. Но в целом нам удается привлечь на свои счета 10-40% средств клиентов обанкротившихся банков», — говорит глава правления ПУМБ Сергей Черненко. Стоит помнить, что если ФГВФЛ обратится в НБУ за кредитом на выплату вкладов, законодательство позволяет Нацбанку отказать. При этом закон также разрешает растянуть выплату компенсации гарантированных сумм на весь срок ликвидации, которая может длиться до двух лет или четырех лет для системных банков.
Участники рынка отмечают необходимость усиления независимости НБУ от внешнего влияния, но финансовая стабильность зависит не только от действий Нацбанка, но и решений правительства и общей экономической ситуации. «Прежде всего необходима стабилизация ситуации на востоке, предоставление в полном объеме помощи МВФ и стабилизация курса гривны. Важно, чтобы регулятор последовательно проводил политику возврата доверия к банковской системе и постепенно снимал ограничения, временно введенные для стабилизации национальной валюты. Для оздоровления системы также нужна прозрачная политика поддержки проблемных банков», — считает начальник управления пассивных, комиссионных и сервисных продуктов ВТБ Банка Марина Кшинина.