В рамках подготовки к приватизации, Кабмин подсчитал стоимость 50 крупнейших госактивов. Из них только 10 заявлены к продаже. У многих предприятий сумма долговых обязательств превышает балансовую стоимость, которая существенно ниже рыночной. Аналитики опасаются, что таким образом МВФ готовит Украину к дефолту.
Открыли счет
В распоряжении РБК-Украина попал проект постановления Кабмина, которым Минэкономики утвердило перечень 50 крупнейших госпредприятий на основании их балансовой стоимости по состоянию на декабрь 2014 года. Согласно пояснительной записке к документу, проект разработан для выполнения Украиной своих обязательств перед Международным валютным фондом.
Преимущественно, список активов состоит из предприятий, не подлежащих приватизации. В основном, это энергетические, химические и инфраструктурные объекты. Десять предприятий в перечне утверждены к продаже правительственным постановлением № 271 от 12 мая. Среди них — «Одесский припортовый завод», «Сумыхимпром» и морские торговые порты.
В МЭРТ от официальных комментариев отказались. Но пояснили, что сформированный список самых дорогих предприятий Украины — формальность.
«Этот список весьма условно показывает стоимость госактивов и подготовлен во исполнение договоренностей с МВФ, — пояснил источник РБК-Украина в министерстве. — Если бы оценка проводилась на основании рыночной, а не балансовой стоимости, то он бы незначительно изменился. Разумеется, балансовая стоимость — условный показатель, но он дает Фонду (госимущества) понимание, сколько могут стоить украинские активы, каков основной массив госпредприятий. Это даст возможность успешно сотрудничать с МВФ над планами по реструктуризации их долгов, просчитать финансовые риски при кредитовании украинской экономики. Этот документ никуда не пойдет и вряд ли будет на что-то влиять».
Высокопоставленный источник РБК-Украина в Кабмине уточнил, что проект распоряжения еще не вынесен на рассмотрение правительства, поскольку не прошел согласование с рядом министерств.
Впрочем, эксперты сомневаются в формальности документа.
«То, что МВФ хочет знать даже условную стоимость украинских активов — тревожный звоночек. Разумеется, что она, как правило, ниже рыночной, но часто суммы задолженности предприятия могут превышать его стоимость по балансу. Если такой документ интересен МВФ, не исключено, что владея такой информацией, Фонд хочет понимать, какими активами может рассчитаться Украина за долги в случае дефолта», — объяснил РБК-Украина экс-глава Фонда госимущества Александр Бондарь.
В качестве примера он привел Грецию, где в период кризиса по требованию МВФ проводилась аналогичная оценка госактивов страны. «Тогда оценивали даже стоимость островов», — напомнил Бондарь.
Сколько стоит
Согласно правительственной оценке, крупнейшими госпредприятиями являются НАК «Энергоатом» (199,5 млрд грн) и НАК «Нафтогаз Украины» (176,7 млрд грн).
Пятерку наиболее дорогих украинских предприятий замыкают ГП «Юго-западная железная дорога» (27 млрд грн), «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» (24,3 млрд грн) и ПАО «Укргидроэнерго» (21,3 млрд грн). На последнем месте в списке — ГП «Укрспирт», активы которого оценены в 1,2 млрд грн.
В документе также указаны долгосрочные и текущие долговые обязательства всех предприятий, финансовое состояние за прошлый год. В перечне нет ни одного предприятия, которое не имеет краткосрочных долговых обязательств, «длинных» или текущих долгов.
В большинстве случаев долги превышают 50% балансовой стоимости и составляют миллиарды гривен. Всего несколько компаний не имеют долгосрочных обязательств, а только текущий долг. Среди них:
Наибольшие убытки в прошлом году продемонстрировали:
Всего убыточными, согласно информации МЭРТ, является 21 предприятие.
Неутешительно и финансовое состояние и активов, готовящихся к приватизации. Даже с учетом условной и, фактически, минимальной балансовой стоимости, потенциальным покупателям ПАО «Одесский припортовый завод» обойдется в 8,8 млрд грн. При этом, суммарная задолженность предприятия превышает этот показатель на 4,2 млрд грн, а убытки в прошлом году составили 270,5 млн грн.
Долги превышают балансовую стоимость подлежащего приватизации ПАО «Сумыхимпром». Предприятие, оцененное в 1,4 млрд грн, имеет долговые обязательства на сумму 2,2 млрд грн и убыток в почти 100 млн грн.
Аналогичная ситуация с ГП «Селидуголь» и ПАО «Лисичанскуголь», которые, согласно правительственному постановлению, входят в перечень из 30 шахт, подлежащих продаже. Обе шахты — с отрицательным финансовым результатом, оценены примерно в 1,5 млрд грн, а сумма долга варьируется в диапазоне 1,1-2 млрд грн.
Несколько лучше обстоят дела с энергетическими и инфраструктурными активами. В частности, в правительственном постановлении отмечается, что государство намерено продать свою долю во всех 15 облэнерго (владеет от 25% до 70% акций) и передать в частные руки шесть государственных теплоцентралей.
В МЭРТ оценили стоимость двух крупнейших предприятий — ОАО «Запорожьеоблэнерго» и АК «Харьковоблэнерго» — в 1,8 и 2,7 млрд грн соответственно. При этом, долги компаний не превышают 500-700 млн грн.
Также из подлежащих продаже 13 морпортов в Кабмине крупнейшими назвали Мариупольский, Одесский, Ильичевский и Южный. Их балансовая стоимость составляет 1,8-2,2 млрд грн, а долговые обязательства не превышают 200 млн грн.
При этом и порты, и облэнерго завершили 2014 год с прибылью.
Продать нельзя оставить
В 2015 году правительство заявило о серьезных намерениях избавиться как от неликвидных активов, так и завершить приватизацию рентабельных предприятий, на финансирование которых у государства не хватает средств
Утвержденный Кабмином перечень готовящихся к продаже 300 объектов — самый амбициозный за последние несколько лет. В 2014 году намеревались продать 140 госпредприятий, планируя привлечь в бюджет 19,4 млрд грн, в 2013 — около 160 объектов с планом в 17 млрд грн.
В текущем году правительство ожидает поступлений от продажи госимущества на сумму 17,2 млрд грн. Заниматься реализацией госактивов предстоит новоназначенному главе ФГИУ Игорю Билоусу (ранее возглавлял ГФС), который пока не комментирует ситуацию. Он лишь сообщил, что ФГИУ занимается разработкой стратегии приватизации, которая будет представлена в ближайшее время.
В МЭРТ сомневаются в том, что сделки по продаже госактивов состоятся в этом году. «Перечень объектов к приватизации не менялся в течение нескольких лет. Это же не новость, что государство намерено передать в частные руки спиртзаводы или, например, госдоли облэнерго. К этому нужно взвешено подойти. Думаю, в этом году будет проведен серьезный аудит предприятий, определена стратегия приватизации, а на конкурс можно будет выходить к концу года», — сообщил РБК-Украина собеседник в МЭРТ.
В министерстве отметили, что в перечне — множество предприятий, которые интересны покупателю не с точки зрения производства, а как целостные имущественные комплексы. «Есть много активов, на обслуживание которых нет средств в госказне. Преимущественно, они законсервированы или не востребованы еще с советских времен. Очевидно, что это недорогие активы, которые могут быть интересны потенциальным покупателям или земельным участком или имущественным комплексом», — сказал источник в министерстве.
Продавать госимущество в правительстве намерены в рамках открытого конкурса.
«Нет лучшей методики оценки и продажи, чем открытые торги! Лучшим примером этому является продажа „Криворожстали“, которая была выставлена на аукцион со стартовой стоимостью в 4 млрд грн, а продана за 24 млрд грн», — согласился с позицией Кабмина Александр Бондарь.
«Приватизация только „Центрэнерго“ могла бы принести стране как минимум 1 млрд грн (государство владеет долей в 78,3%). Причем, украинские активы интересны не только нашим бизнесменам, но и иностранным компаниям. Я знаю, например, что покупкой энергетических активов интересуется один французский международный консорциум», — уверен народный депутат, член специальной парламентской комиссии по приватизации Павел Ризаненко.
Он отметил, что мелкий и средний бизнес тоже будет заинтересован в приватизации небольших госпредприятий. «Такие предприятия будут продаваться, скорее, как земельные участки и объекты недвижимости. Этот процесс пойдет быстрее, поскольку не потребует проведения серьезного международного аудита», — пояснил парламентарий.
Не время
Чтобы не распродать предприятия за бесценок, нужно провести серьезную предпродажную подготовку, уверен исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
«Если говорить о быстрой процедуре, то во время предпродажной подготовки решается вопрос „расчистки активов“ — аудит и реструктуризация долгов предприятия, оптимизация организации производственных процессов, адаптация предприятия к работе в рыночных условиях. В мировой практике такую подготовку могут поручить крупным компаниям, которые тоже могут быть заинтересованы в покупке. Им передаются объекты в управление или концессию, в случае продаже они получат комиссионный взнос. Если государство продает важные стратегические активы, то гарантией того, что они не будут перепрофилированы после продажи, может стать инвестиционный договор», — пояснил эксперт.
Он полагает, что госактивы должны пройти процедуру due diligence, для проведения которой государству необходимо привлечь аудиторов «большой четверки». «Если сделать все правильно, то года на проведение приватизации может хватить», — уверен Устенко.
Впрочем, в вопросах оценки эксперты разошлись.
«В стране достаточно компетентных украинских оценщиков, которые лучше ориентируются в экономических реалиях, нежели аудиторы „большой четверки“, — считает Бондарь. — И обойтись их качественная работа государству может в десятки тысяч гривен, тогда как международные оценщики — в несколько миллионов долларов».
Экс-глава ФГИУ также считает, что сейчас не время распродавать госимущество. «Сейчас продать госактивы — это все равно, что раздать за бесценок. Не та экономическая ситуация, при которой бизнес готов вкладывать. Президент не продает активы „Рошен“ именно по этой причине, но почему-то распродать госимущество чиновники не боятся», — удивлен Бондарь.
«Продажа за бесценок может состояться в любое время, не обязательно сейчас, — сказала партнер юридической фирмы FЕLIX Оксана Кобзар. — На гособъекты не могут быть „цены низкие“, так как нет рынка таких объектов. Конечно, по статической отчетности невозможно определить, сколько конкретное предприятие могло бы принести прибыли государству при эффективном менеджменте. Для этого нужен очень серьезный анализ, аудит. Преждевременно принимать решение о приватизации, не выполнив такого аудита. Правительству очень выгодно использовать парадигму „государство — неэффективный собственник“. А почему бы государству не стать эффективным собственником? Разве собственники бизнеса продают бизнес при первых убытках?».
«Продажа госактивов всегда интересна. В реальности интерес может быть широким — от мелких предприятий, например, санаториев, бюро, — до шахт и аграрных комплексов», — резюмировал Олег Устенко.