Местные выборы приближаются с неизбежностью восхода солнца (или его заката — для будущих многочисленных лузеров). И, разумеется, особый интерес возникает к выборам в Киеве — важнейшей административной единице, электоральные расклады в которой волей-неволей будут влиять на общенациональную политику.
На данный момент, несмотря на многочисленные громкие заявки на «освоение» киевского электората, местный политический ландшафт выглядит весьма пустынно — с одинокой «зияющей вершиной» по имени Виталий Кличко.
Прежде всего, необходимо отметить, что, согласно всем имеющимся адекватным социологическим опросам, половина респондентов (плюс-минус пара процентов) либо не определилась, либо отказалась от ответа, либо ответила, что не пойдет на выборы. Причем, в Киеве этот суммарный показатель «отказников» существенно ниже, нежели «в среднем по стране». Но, тем ни менее, вполне достаточен для всевозможных «сенсаций» и «неожиданностей».
Что касается кандидатов в мэры, то здесь абсолютным лидером является Виталий Кличко, чей рейтинг находится в диапазоне 20-25% («от всех»; в пересчете на тех, кто «определился и собирается прийти» — 40-45%, но это — некорректный подсчет, хотя и весьма распространенный в отечественной социологии).
Сенсационным можно считать уверенное второе место экс-мэра Александра Омельченко: на сегодня немногим менее 10% киевлян верит в целесообразность «второго входа в одну и ту же реку». Это, с одной стороны, косвенно свидетельствует о высоких оценках со стороны киевлян десятилетней эпохи мэрства СанСаныча. Но, с другой стороны, как гласит один из политтехнологических постулатов — «голосуют за будущее, а не за прошлое», исходя из чего, нынешний результат г-на Омельченко — не более чем высшая точка в его грядущем нисходящем тренде. И потенциальный «вопрос ребром» стоит отнюдь не о конкурентоспособности СанСаныча в качестве кандидата в мэры, а о способности списка (партии либо блока) с его лидерством преодолеть 5%-й барьер. Что вполне возможно, но далеко не гарантировано...
Далее идет группа потенциальных кандидатов, которых можно по формальному признаку разбить на три подгруппы: между статистической погрешностью (2-3%) и 5% (Дмитрий Ярош и Николай Катеринчук), на уровне статистической погрешности (Олег Ляшко, Татьяна Монтян и другой экс-градоначальник — Александр Попов) и ниже статпогрешности (Николай Томенко, Александра Кужель и т.д.).
Тут можно говорить о собственном потенциале только Дмитрия Яроша и Татьяны Монтян: у них больше всего ответов «не знаю такого», а потому имеются шансы — при определенных «внешних» условиях и «внутренних» усилиях — существенно улучшить результат за счет второй половины избирателей, ныне относящихся к «отказникам».
Так, например, некоторые потенциальные кандидаты могу «зацепится» за рейтинг партий/блоков во главе которых они пойдут. Теоретически, результат Дмитрия Яроша может подтянуть партия УКРОП, от которой ожидают яркой и скандальной кампании. Скорее всего, выйдет на 5%-й рубеж кандидат от «Батькивщины», которая на фоне «тарифной темы» резко прибавила в рейтинге, в том числе — в Киеве, заметно перевалив за 5% «от всех» (соответственно — за 10% среди тех, кто «определился и придет на выборы»).
Но здесь мы упираемся в следующие две тесно переплетенные интриги — формат участия в киевских выборах партии УДАР и наличие/отсутствие кандидата от БПП. На сегодня лидером предпочтений киевлян является «Самопомич», немного опережающая УДАР. Потенциально, эти две партии смогут создать большинство в будущем Киевсовете, из чего вполне логично вытекает идея заключения ими союза еще до начала выборов, главным элементом которого будет совместная поддержка Виталия Кличко.
Отсутствие таких предвыборных договоренностей будет, во-первых, неизбежно толкать «Самопомич» к выдвижению собственного кандидата, во-вторых, создавать потенциальную угрозу формирования в будущем Киевсовете большинства без УДАРа; партия киевского мэра будет вынуждена примкнуть к этому большинству на менее выгодных условиях, нежели при изначальном союзе с партией львовского мэра.
Вторая интрига носит, скорее, «виртуальный» характер, ибо кандидат от президентской партии не получает особых стартовых бонусов (рейтинг БПП/"Солидарность" в Киеве — на уровне 5% «от всех»), зато имеет существенные ограничения по росту рейтинга. Что же касается обсуждаемой в СМИ кандидатуры спикера Владимира Гройсмана, то наличие пусть «хорошего парня», но «парашютиста» будет стимулировать колеблющихся к поддержке «своего сукиного сына». Более того, проигрыш такого политического «тяжеловеса» станет еще одним тяжелым ударом по политическому авторитету Президента.
Таким образом, как ситуация в целом, там и политическая логика в частности благоприятствует созданию «тройственного союза» — «Самопомощи», УДАРАа и БПП, которые договорятся о совместной поддержке Виталия Кличко и создании будущего большинства (со всем предполагающимся дележом должностей в КМДА и Киевсовете). Другой вопрос, что политическая логика — не самое сильное место отечественных политиков. И, разумеется, самой главной интригой на сегодня остается волеизъявление киевлян в день выборов, особенно той половины, которая не имеет (или не раскрывает) своих политических предпочтений.