Спустя полгода после повышения рентных платежей за добычу газа, правительство Арсения Яценюка признало ошибочность своего решения. При сохранении нынешних ставок в 55% и 28%, инвестиции в добычу и платежи в бюджет будут только снижаться. Уже в этом году Минфин предлагает двукратное снижение налоговой нагрузки для действующих инвестпроектов, а новые разработки со следующего года планируется облагать по 20% и 10% — в зависимости от глубины залежей ресурса, при введении дополнительной надбавки к налогу на прибыль на уровне 30%. При таких условиях потенциальный объем добычи газа в 2016-2020 годах увеличится в 2-2,5 раза, подсчитали в Кабмине. Но не все участники рынка соглашаются с предложениями правительства.
Газодобывающую отрасль ожидают налоговые послабления. В ближайшее время Верховная Рада намерена рассмотреть правительственный законопроект № 2352-а, предполагающий внесение изменений в Налоговый кодекс.
Не прошло и полгода, как заработали повышенные ставки ренты на добычу газа (55% при добыче ресурса до 5 км и 28% — более 5 км), а Кабмин уже готов от них отказаться, признав свое решение ошибочным. А ведь еще перед Новым годом, принимая в авральном режиме госбюджет-2015 и налоговую базу под него, премьер-министр Арсений Яценюк анонсировал увеличение рентных платежей, как «действенный инструмент борьбы со сверхприбылями олигархов-энергетиков».
Тогда Яценюк с трибуны Рады заявлял, что готов нести личную ответственность за реализацию инициативы: «Мы прекрасно понимаем, что сейчас будет поднят крик, что сейчас будут закрываться предприятия, что будут сокращаться рабочие места. Я ответственно заявляю: за каждую цифру я готов отвечать». На 15 июля с.г. поступления в госбюджет от ренты составили 9,1 млрд грн. Но за каждую цифру премьер так и не ответил.
И уже весной Минфин начал отрабатывать разные модели уплаты ренты, применяемые в мировой практике, пообещав к 1 июля передать в парламент новый вариант налогообложения газодобывающих компаний. А в этот понедельник, 13 июля, на первом американо-украинском бизнес-форуме в Вашингтоне министр финансов Наталья Яресько анонсировала многообещающие поправки.
Несмотря на то что на момент сдачи статьи парламент так и не проголосовал законопроект № 2352-а, в Кабмине рассчитывают на его принятие до начала парламентских каникул.
Итак. Ставку ренты предложено снизить вдвое с 1 октября — до 29% и 14%, соответственно, в зависимости от глубины залежей ресурса. Этот уровень ренты будет распространяться только на действующие инвестиционные проекты.
Новые проекты с 1 января 2016 года планируется облагать по ставкам 20% и 10% — при сохранении действующего уровня налога на прибыль (18%). Но при этом предлагается применять дополнительную надбавку к прибыли на уровне 30%. В то же время ставка ренты в 70% для госкомпании «Укргаздобыча» и предприятий, осуществляющих совместную деятельность, не меняется.
По словам замминстра Елены Макеевой, к этому вопросу можно будет вернуться только через два года. «Мы общались и консультировались с разными международными экспертами, в том числе, и с МВФ, и пришли вместе к выводу, что пока говорить о применении единого режима, как частными компаниями, так и государственными компаниями не актуально, поэтому об этом можно говорить через два года», — сказала замминистра финансов.
В большинстве стран применяется дифференцированная ставка ренты. Сегодня уровень нагрузки в Украине — один из самых высоких в мире (средний показатель в мировой практике — 6,4-16,7%). Предложенную же правительством надбавку к прибыли, которую в Кабмине называют определенным бюджетным компенсатором, применяют, в частности, Дания, Венгрия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Великобритания. В отечественном варианте базой для начисления надбавки будет налог на прибыль, увеличенный на сумму амортизации необоротных активов и расходов на курсовые разницы, а также уменьшенный на объем капитальных инвестиций.
С надбавки правительство предусматривает уплату авансовых платежей, чтобы обезопасить бюджет от потерь за счет снижения ставок. Таким образом, прогнозный объем потерь в 2015 году после пересмотра уровня ренты в 600 млн грн может быть нивелирован авансовой уплатой.
В Минфине пояснили, что при сохранении действующих ставок на добычу газа, на увеличение поступлений в бюджет и обеспечение энергетической безопасности Украины рассчитывать не стоит. «Из-за дальнейшего удержания высоких рентных ставок в Украине будет происходить неуклонное снижение инвестиций в добычу газа, а, соответственно, будет сокращаться и сама добыча», — сообщили РБК-Украина в пресс-службе Минфина.
Первые результаты этой тенденции уже налицо. По прогнозам, собственная добыча газа в 2015 году может сократится до 2,5 млрд куб. м (в 2014 году — 3,3 млрд куб. м). Еще через четыре года уровень добычи сократится до 1,3 млрд куб. м.
Участники рынка указывают, что увеличение фискальной нагрузки на отрасль привело к ее стагнации. «Из-за повышения ставок мы фактически к нулю свели инвестиции в разработку и бурение скважин. Если раньше мы вкладывали около 175 млн грн, то в текущем — лишь 30-35 млн грн», — сообщил РБК-Украина финдиректор газодобывающей компании BurismaHoldings Александр Горбуненко.
По его словам, отсутствие капиталовложений незамедлительно отразилось на объемах добычи. «В прошлом году мы добыли 700 млн куб. м газа и планировали в этом увеличить добычу до 1,1 млрд куб. м. Но этого не произойдет — наши показатели по результатам года составят 750-800 млн куб. м. Удержаться на этом уровне нам позволяют капитальные инвестиции предыдущих годов, так что результат инерционный», — сказал Александр Горбуненко.
Он подчеркнул, что практически год простоя работы отрасли откладывает перспективу увеличения добычи украинского газа минимум на 2 года. «У нас 20 скважин, из них 12 — новые. От начала бурения скважины до того момента, когда добытый газ поступит в систему, проходят до двух лет. Если средства на бурение не выделять, то еще два года страна не дополучит газ», — уточнил Александр Горбуненко.
О еще более плачевных результатах повышения рентных ставок говорят и другие игроки рынка. «За этот год я сократил инвестиции в добычу газа в 4 раза. Это означает, что раньше мы бурили 5-6 новых скважин ежегодно, а в этом — только одну. При этом, я уволил около 200 человек, поскольку мне нечем им платить, а создание одного рабочего места в отрасли оценивается в 50 тыс. долл.», — сообщил РБК-Украина топ-менеджер одной из компаний, который попросил сохранить его анонимность, поскольку он опасается давления со стороны Кабмина.
Если тренд на снижение добычи частными компаниями сохранится, как и текущая цена на газ (максимальная-7,9 тыс. грн/1 тыс. куб. м с НДС), снижение ставки ренты все же может привести к бюджетным потерям. Елена Макеева оценивает их в 4 млрд грн.
«Данные оценки базируются на многих факторах и не отображают возможного увеличения поступлений в бюджет благодаря росту добычи газа после расширения инвестиций в уже существующие скважины, а также добычи газа из новых скважин», — добавили в пресс-службе Минфина. «Если ставки ренты будут снижены с октября, то уже в этом году мы сможем увеличить объем добычи на 20-30%», — заверил Александр Горбуненко.
В правительстве рассчитывают, что потенциальный объем добычи газа после пересмотра ставок в 2016-2020 годах может увеличится в 2-2,5 раза. Но эксперты сомневаются в таких прогнозах. Так, по мнению директора энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентина Землянского, если Кабмин выполнит свои обещания, частный сегмент газодобывающей отрясли сможет восстановить уровень в 3-3,5 млрд куб. м в год через три года. «Вместе с тем, при введении дополнительного налога в 30%, даже с учетом снижения рентных ставок, фискальная нагрузка на отрасль сильно не изменится», — отметил эксперт.
«После увеличения рентных платежей, газодобывающие компании перестали инвестировать в перспективу, то есть, остановилась разведка, бурение, разработка новых скважин. Не верю, что отрясли удастся при снижении налоговой нагрузки достичь увеличения уровня добычи до 30% в текущем году», — сказал председатель «Бюро комплексного анализа и прогнозирования» Сергей Дяченко.
По его словам, украинские скважины истощены, на рынке много импортного газа, а спрос со стороны промышленности значительно уменьшился. «В таких условиях частному бизнесу по-прежнему будет непросто работать. Развитие небольших, мелких месторождений также усложнено — к ним сложно подвести газопроводную инфраструктуру. Но, тем не менее, снижение фискальной нагрузки позволит возобновить капинвестиции в разработку и бурение, значит, через несколько лет приведет к росту объемов добычи», — сказал Дяченко.
К слову, украинские газодобытчики заверяют, что запасов газа в Украине хватит на 50-100 лет.
Вместе с тем, несмотря на позитивную оценку инициативы правительства по снижению ставки, в Минфине все еще продолжаются переговоры чиновников и бизнеса. Понимая, что уровень надбавки в 30% — это рекомендации МВФ, участники рынка все же настаивают на его пересмотре.
Кроме того, в отрасли считают целесообразным предоставить компаниям право выбора — оставаться на системе налогообложения по ставкам 14% и 29% или перейти на новый механизм уплаты с надбавкой. «Минфин предоставил нам данные своих расчетов, к которым они привлекли экспертов. Но мы хотим провести свои расчеты. Считаем, что ставка в 30% нуждается в уточнении. Думаю, адекватным будет дополнительный налог в размере 10-20%», — полагает Александр Горбуненко.
«Введение дополнительного налога по сути ничем не отличается от повышенных ставок ренты, — подчеркнул топ-менеджер одной из компаний.- Нас устроит только возврат к уровню 29% и 14%. Мы отдавали государству при таких ставках 65% дохода, остальное — продавали, при этом стабильно наращивали объемы добычи. Если нам, наконец, вернут старые ставки, то мы сразу же сможем звеличить объем добычи на 20-30%».
Собеседник агентства подчеркнул, что он не верит в то, что «ожесточенная борьба за право добывать украинский газ» приведет к снижению ставки ренты. «Правительство обманювало газодобытчиков 4 раза. Первый — когда обещало, что увеличение ренты до 55% — временная мера, которая будет отменена через 4 месяца. Потом НАК „Нафтогаз“ обещал, что ренту уменьшат, если мы будем бесплатно закачивать часть добытого газа в ПХГ. Мы отказались. В результате — были приняты правительственные постановления № 647 и № 649, которыми у нас НАК отобрал всех „жирных“ клиентов, то есть, промышленность. Потом в итоге, на фоне падения стоимости углеводородов во всем мире, нам повысили ренту. Я не верю, что в октябре Кабмин исполнит свои обещания», — заявил РБК-Украина представитель газодобывающей компании.
Существенно осложняет ситуацию для частого бизнеса и снижение спроса на природный газ. В результате боевых действий на востоке страны, снижения промпроизводства и сезонности потребление энергоресурса ежеквартально сокращается на 20%, сообщили РБК-Украина участники рынка.
Кроме того, конкуренцию украинскому газу составляет импорт из ЕС. «Цена на газ на внутреннем рынке сильно привязана к импортной стоимости топлива. Рента не просто не заложена в цену газа — мы платим ее от той максимальной цены, которую установил нацрегулятор. С учетом НДС она составляет 7,9 тыс. грн за 1 тыс. куб. м. А газ, с учетом пониженного спроса, мы продаем с дисконтом в 1,8 тыс. грн на каждой тысяче кубометров», — сказал Александр Горбуненко.
«Это экономически и финансово несправедливо. Мы не можем продать газ промышленности, и вынуждены работать только с трейдерами. Они покупают газ с дисконтом в 1-1,5 тыс. грн. А ренту я плачу с цены, установленной НКРЭКУ. Плюс еще НДС, налог на прибыль в 18%, плюс всевозможные отчисления — в итоге у меня фискальная нагрузка 97%», — возмущенно заявил руководитель газодобывающей компании.