«Капитал» сходил на премьеру «Бумажных городов» и испытал приступ ностальгии по тому возрасту, когда все кажется важным, простым и сложным одновременно.
Он застенчив и прилежен в учебе. Она любит похулиганить и помечтать. Квентин и Марго с детства живут на одной улице. И Кью, который верит, что в жизни каждого человека есть место чуду, всегда считал, что Марго — это его чудо. А что по этому поводу считала сама Марго — тайна, покрытая мраком. Как и все остальные мысли и поступки этой причудливой девушки.
«Бумажные города» — симпатичная мелодрама о любви, взрослении и выборе пути, снятая по одноименной книге Джона Грина. Перу этого же писателя принадлежит и роман о двух влюбленных подростках, больных раком — «Виноваты звезды», экранизация которого в прошлом году собрала кассу в $307 млн и заставила зрителей рыдать в три ручья.
«Бумажные города» по общему настрою и тематике очень похожи на «Звезды», однако вряд ли кому-то, кто старше 18, захочется всплакнуть на сеансе.
К последнему классу школы Марго (Кара Делевинь) совсем отдалилась от Кью (Нат Вулф), с которым в детстве они гоняли на велосипедах, болтали по ночам и однажды даже нашли труп (зачем он в фильме — не совсем понятно, кстати). Теперь у нее бойфренд, красивые подруги и модная тусовка. Кью с горя погружается в учебу и лишь иногда жалуется двум своим лучшим друзьям — Бену и Радару — на горькую участь несчастливо влюбленного.
Так бы все и шло своим чередом, если бы однажды ночью в окно мирно спящего Кью не вломилась Марго. И не потащила его на карательную операцию — ее предал парень и обманули друзья.
Рассчитывавший на то, что теперь-то былая дружба возродится, и все будет по-новому, Кью приходит на следующий день в школу только для того, чтобы обнаружить, что Марго бесследно исчезла. Все что от нее осталось — скудные подсказки и ребусы, а также воспоминания Квентина о проникновенном монологе подруги — что-то про бумажные, существующие лишь на картах города и таких же бумажных людей.
Но подростки — это не просто люди, а люди, пока еще не испорченные разочарованиями, полные надежд и веры в чудеса. Именно поэтому главный герой, плюнув на грядущий выпускной вечер, угнав у родителей машину и прихватив друзей, отправляется на поиски беглянки.
Автор романа, легшего в основу фильма, Джо Грин, принимавший в съемках экранизации самое активное участие, на тинейджерах буквально помешан. «Они все переживают впервые — любовь, потери, разочарования. Их чувства свежи и экстремально интенсивны», — уверен Грин. Поэтому «Бумажные города» — не просто история о взрослении и конфликте желаний с реальностью, а небольшое исследование психики подростка.
Зрелым людям главные герои наверняка покажутся глупыми и раздражающими. Однако как раз это и означает, что Грин попал в яблочко со своим рассказом. Разве взрослому человеку придет в голову сбежать за тридевять земель от родного дома и привычной жизни только потому, что он запутался, не знает как дальше жить и не понимает, кто он вообще такой? И станут ли его друзья переживать так сильно, что бросят все важное для них (а в 18 лет важным кажется почти все), и отправятся черт знает куда без всякой надежды на успех предприятия? Пожалуй, только в случае, если юношество из них не вполне выветрилось.
На то, что авторы «Бумажных городов» все-таки не подростки, а половозрелые люди, указывает довольно неожиданный для такого повествования финал. Юности настолько не присущи здравомыслие и рациональность, что за героев картины, пожалуй, можно только порадоваться — хоть и существуют они только на экране. А реальным подросткам есть чему поучиться у них. «Бумажные города» к развязке берут довольно неожиданный тон — ненавязчиво и очень деликатно поучительный. Будто намекая на то, что над некоторыми вопросами и дилеммами лучше задуматься в нежном возрасте, не оставляя их на потом.
Например, стоят ли книжные химеры и патетика того, чтобы выменять на них реальную жизнь? Так ли загадочны и прекрасны те люди, которые хотят таковыми казаться? Нужно ли протестовать против собственных фантазий, принимая их за факты? Что такое настоящее чудо — надежный друг или сказочная любовь?