Национальный художественный музей решил продемонстрировать обновленный взгляд на искусство второй половины ХХ века в рамках масштабной выставки «Гонки со временем: Искусство 1960 — начала 2000‑х гг.». Параллельно с выставкой в музее происходит глобальная смена постоянной экспозиции.
«В последний раз экспозицию меняли в начале 1990‑х, — говорит заместитель директора музея Оксана Баршинова. — Тогда произошла серьезная ротация, сняли много соцреализма. Сейчас пришло время системного обновления — в частности, мы добавили в экспозицию авангард и бойчукистов».
Обновленная экспозиция ХХ века и проект «Гонки со временем» занимают целый этаж музея, простраивая единый экспозиционный вектор. В первом же зале, где прежде экспонировались работы Федора Кричевского, теперь расместили авангард. Сразу за ним — зал бойчукистов, самобытного художественного направления, переосмысливавшего традиции византийской школы иконописи, идеологом которого был Михаил Бойчук.
Работы же обоих братьев Кричевских вместе с другими авторами 20‑30‑х годов минувшего века (Павлом Волокидиным, Карпом Трохименко, Львом Крамаренко) переместились в отдельный зал представителей академической линии советского искусства. Все эти три линии — авангард, бойчукисты и традиционалистская линия, — по замыслу организаторов, формируют единый вектор развития искусства в советский период.
В зале соцреализма куратор Оксана Баршинова попыталась продемонстрировать весь диапазон возможностей, которые использовали художники, лавируя в рамках идеологически дозволенной реалистической манеры.
Вторая половина ХХ века представлена рядом работ Татьяны Яблонской, а также полотнами Евгения Волобуева, Николая Глущенко, Сергея Шишко. В «уголке нонконформистов» — полотна Аллы Горской и Опанаса Заливахи. Таким образом, согласно кураторской концепции, были заполнены фактически все исторические и культурные «белые пятна».
Экспозиция выставки «Гонки со временем» начинается 1960‑ми, которыми постоянная экспозиция заканчивается. Ее открывает так называемое «неофициальное искусство» одесской школы, основное значение которой заключается в воссоединении культурных связей, разорванных соцреализмом в 1930 — 1950‑е. Часть выставки посвятили творчеству львовских авторов: от навеянной Джексоном Поллоком работы Карла Зверинского до раннего Ивана Марчука.
Еще один акцент «Гонок со временем» — вторая половина 80‑х, время новых тенденций. Здесь и огромный диптих Тиберия Сильваши, и удачно дополняющие друг друга работы Сергея и Александра Животковых, и Марко Гейко, и триптих Анатолия Криволапа «Композиция», и «языческая» живописная конструкция Александра Бабака. Только здесь, уже в 90‑х, появляется небольшой пул харьковских авторов — работы концептуалиста Вагрича Бахчаняна, графика Павла Макова, большое раннее полотно ню Виктора Сидоренко.
Последний зал — собственно современное и новейшее искусство. Сюда вошли произведения авторов, повлиявших на ход развития современного украинского искусства — фотоработы Арсена Савадова и Виктора Марущенко, живопись молодых Олега Голосия и Юрия Соломко, и уже более поздние — Александр Ройтбурд и Александр Гнилицкий. Всего чуть более десятка работ, что резко контрастирует по количеству с любым другим из представленных периодов.
«Гонки со временем», пожалуй, впервые представляют целостную картину художественного процесса в Украине от «истоков» — 1960‑х — через интереснейшие работы 1980‑х и вплоть до нулевых. Разве что новейшего искусства здесь до обидного мало — потом снова придется догонять время.