Государственная компания «Укргаздобыча» по-тихому отменила тендер среди страховщиков, состоявшийся 10 сентября. «Об отмене тендера мы узнали из информации, размещенной на сайте этой компании. Формулировка отмены торгов поставила в тупик: непринятие решения относительно акцепта предложения участника, участвовавшего в процедуре закупки», — сообщили в пресс-службе страховой компании «U.B.I.».
На тендер «Укргаздобычи» выставлялись услуги по нескольким видам обязательного страхования: от несчастного случая, опасных объектов, членов пожарных дружин, ответственности при перевозке опасных грузов и ОСАГО. Кроме «U.B.I.» в тендере участвовали страховщики: «Арма», «Арсенал-Страхование» и «Краина». Участники тендера подозревают, что именно из-за «Краины» были отменен конкурс «Укргаздобычи». «Этот страховщик не успел подготовить документы на конкурс, поэтому торги решили перенести на 1 октября», — говорит предправления одной из компаний-участников тендера. В «Укргаздобыче» уточняют: к конкурсу плохо подготовились не один, а два страховщика.
Страх и власть
«Не только „Краина“, но и „Арма“ предоставили не все документы на тендер», — объяснили в пресс-службе «Укргаздобычи». Такие объяснения страховщиков удивляют. «Даже, если две компании из четырех не прошли конкурс, остальных двух участников, соответствующих квалификационным требованиям, достаточно было, чтобы тендер состоялся», — считает гендиректор компании «Мега-Полис» Александр Бондарь. В компании «Арма» объяснили, что у них, действительно, один документ не отвечал требованиям тендера. «Мы предоставили выписку из госреестра в электронном виде, а нужен был оригинал», — говорит предправления компании «Арма» Людмила Фетисова. Но она сомневается, что это стало причиной отмены тендера. Хотя бы потому, что один документ такого рода нередко разрешают «донести» после конкурса. Кроме того, «Арма» — малозаметный игрок на страховом рынке Украины, занимающий 65 место в ренкинге страховщиков Insurance TOP. «Я даже не слышал о такой компании», — признается нардеп Максим Поляков. А вот из-за «Краины» по его мнению, руководство «Укргаздобычи» вполне могло отменить тендер. «Не исключено, что они захотели показать властям свою лояльность», — считает Максим Поляков.
«Краину» называют активом президента Петра Порошенко. Официально акционерами «Краины», по данным Агентства по развитию инфраструктуры и фондового рынка Украины, являются три закрытых недиверсифицированных корпоративных инвестфонда: «Сова» — 10,98% , «ВИК» — 22,72% и «Прайм эссетс кэпитал» — 49,99% акций. Собственником фонда «Прайм эссетс кэпитал» называют Петра Порошенко. До 2006 года фонд даже носил название фонда «Петра Порошенка». Страховщики не исключают, что в развитии «Краины» также заинтересован бизнес-партнер Петра Порошенко Игорь Кононенко, которому принадлежит «ВИК».
Второй круг
В «Краине» считает нелепыми подозрения конкурентов. «Наша компания, как и любой другой участник конкурса, не может влиять на процесс проведения тендера, его результаты или отмену. Но нам известно, что тендер был отменен после рекомендаций Антимонопольного комитета, куда кто-то из участников тендера подал жалобу», — сообщили «Капиталу» в пресс-службе «Краины».
В АМКУ эту информацию не подтвердили, и не опровергли. Сообщили, что жалобы подобного рода рассматриваются административной коллегией АМКУ, и в течение трех дней ее решения обнародуются на сайте комитета в разделе «Информация по решениям об оспаривании процедур госзакупок». Решений, касающихся данного тендера «Укргаздобычи», на сайте АМКУ нет.
Из-за отмены тендера «Укргаздобыча» вынуждена была просить страховщиков заключить с ней договоры страхования на один месяц. Причина в том, что действия страховых полисов (к примеру, по ОСАГО) у компании закончились еще 18 сентября. Многие участники конкурса отказались страховать риски госкомпании без тендера и на такой короткий срок. «Мы не будем продлевать на месяц действие договора страхования. Предложили им подлить срок действия договора на год», — сообщила Людмила Фетисова. Однако, от участия в новом тендере «Укргаздобычи» ни один из страховщиков не отказался. Кто победит в нем, станет ясно 1 октября.
Не стали прозрачнее
Страховщики считают, что тендеры госкомпаний за последние годы не стали прозрачнее. «Как были непонятными причины выбора страховщика, так и остались», — говорит председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
В качестве примера страховщики приводят «Агрофонд» и страховую компанию «Здорово», которая после участия в конкурсе этой госкомпании стала одним из самых успешных агростраховщиков в Украине. В компании «Здорово» эту информацию не прокомментировали. А в «Агрофонде» отрицают лоббирование интересов одного страховщика: «По итогам весенней форвардной программы 2015 года лидерами по предпочтениям клиентов нашего фонда стали „PZU Украина“, „АСКА“, „Іллічівське“ и „Інго Україна“. Данные страховщики приняли на себя наибольший объем ответственности по страховым рискам», — сообщили в пресс-службе «Аграрного фонда».
Более яркий пример предвзятого отношения чиновников к выбору страховщика — страхование полицейских машин в компании «Украина». В июле Киевское автохозяйство МВД выбрало страховщика, судя по заявлению Нацкомфинуслуг, даже не проверив, есть ли у него лицензии.
«Если госкомпания и лоббирует интересы какого-то одного страховщика, то чаще всего из-за откатов чиновникам, факт которых очень сложно доказать», — говорит Вячеслав Черняховский. По мнению экспертов, побороть необъективность государственных компаний в тендерных вопросах можно только путем прозрачных и одинаковых условий конкурсов. Страховщики надеются, что пример такой прозрачности покажет в ближайшее время «Укрзалізниця», срок действия страховых договоров которой заканчивается в конце года.