Кабинет Министров поручил Министерству инфраструктуры принять меры по либерализации тарифов, связанных с перевозкой грузов в направлении Придунайского региона. Соответствующий проект документа опубликован на сайте министерства.
Согласно проекту распоряжения Кабмина будут введены скидки на перевозку грузов железнодорожным транспортом в направлении порта Измаил при условии гарантированных объемов грузов, а также осуществления речных перевозок силами «Украинского Дунайского пароходства» (УДП). На 10 % дешевле станет перевозка слябов от станции Коммунарск Луганской области (там расположен входящий в группу ИСД Сергея Таруты Алчевский меткомбинат) до станции Измаил при условии ежемесячных объемов перевозки не менее 25 тыс. т. Также на 5‑10 % подешевеет перевозка железорудных окатышей от станции Золотнишино (через нее работает входящий в группу Ferrexpo Константина Жеваго Полтавский ГОК) до станции Измаил при условии перевозки не менее 83 тыс. т грузов в месяц.
Ставка на ИСД
По данным Государственной службы статистики, за январь-август текущего года перевалка в порту Измаил сократилась на 21,4 % до 1,6 млн т грузов по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. В разговоре с «Капиталом» официальный представитель порта Алена Ходарченко рассказала, что сейчас предприятие начинает сотрудничество с корпорацией «Индустриальный союз Донбаса», но для стабильной работы необходима скидка на железнодорожные перевозки.
«Только в таком случае ИСД будет выгодно работать с портом Измаил, а не просто отправлять свою продукцию в Венгрию по железной дороге», — отметила собеседница издания. Она сообщила, что «Укрзалізниця» требовала гарантийное письмо, что по железной дороге будут регулярно идти грузы соответствующего объема, и ИСД такое письмо подписала. Представитель порта уточнила, что сейчас документ находится на согласовании в Министерстве экономического развития и торговли, Министерстве финансов и Антимонопольном комитете.
Грузы Полтавского ГОК
«Прорабатывается 10 % скидка для окатышей Полтавского горно-обогатительного комбината», — рассказала Ходарченко. По итогам января-августа 2013 г. Полтавский ГОК отгрузил более 7 млн т окатышей. Из них 4,6 млн т было перегружено через мощности терминала «ТИС-Руда» (порт «Южный») и лишь 300 тыс. т — через Измаил. Ранее на продукцию Полтавского ГОК приходилось более половины грузоперевалки в Измаильском порту.
По словам аналитика ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Дмитрия Желтякова, продукция Полтавского ГОК поставляется крупными партиями (70‑130 тыс. т) в Китай, Турцию, Японию и Германию. «Предприятию просто удобнее переваливать через «Южный» эти объемы, так как он самый глубоководный в Украине, и нет необходимости догружать суда на рейде», — отметил эксперт.
Если же рассматривать более мелкие поставки в Австрию (25‑60 тыс. т), то компания уже практически полностью переориентировалась на поставки через румынскую Констанцу. «Стоит отметить, что транспортировка по железной дороге в порт Южный для Полтавского ГОК обходится на 4‑5 $ / т дешевле, чем аналогичные затраты при использовании порта Измаил. Таким образом, 10 % скидка на железнодорожные перевозки вряд ли повлечет за собой существенную переориентацию грузов Полтавского ГОК на порт Измаил», — резюмировал Желтяков.
В разговоре с «Капиталом» источник в руководстве Полтавского ГОК отметил, что если скидки вступят в силу, компания будет просчитывать всю схему начиная от склада Полтавского ГОК до склада покупателя. «И тогда уже будем решать, что нам дешевле», — отметил собеседник издания.
Сложный регион
Как ранее сообщал «Капитал», по результатам работы в первом полугодии 2013 г. морские торговые порты Украины получили убыток в размере 125,7 млн грн. По данным Минифраструктуры, порты Придунайского региона также попали в список предприятий, получивших убытки. «Основная причина убыточности — сокращение объемов переработки генеральных грузов из‑за снижения грузопотоков этими портами», — отмечали в министерстве. Кабмин рассчитывает, что при условии перевозки обязательных ежемесячных объемов слябов и окатышей с учетом использования речных перевозок силами УДП позволит улучшить финансовую ситуацию придунайских портов, традиционно ориентирующихся на экспортные перевозки.