Фонд госимущества считает заключенный 22 февраля договор с Tolexis Trading Дмитрия Фирташа недействительным. Об этом в четверг заявил начальник управления межгосударственных имущественных отношений и инвестиционной деятельности ФГИ Евгений Асташев на заседании спецкомиссии Верховной Рады по вопросам приватизации. «На сегодняшний день утратил силу договор, который действовал три месяца, поскольку в случае, если участники договора не предпринимают совместных действий по созданию ООО, то они освобождаются от обязательств по этому договору», — сказал он. Совместное предприятие так и не было создано, уточнил чиновник.
Фирташ считает себя
инвестором ЗТМК
Иного мнения придерживается сам Фирташ. Согласно заявлению владельца Group DF, документ все еще действителен. В Group DF ожидают, что ООО все же будет создано, и повторная приватизация не потребуется. ФГИ и Tolexis Trading подписали договор о создании ООО «Запорожский титано-магниевый комбинат», срок его действия истекает в результате полного выполнения участниками договора своих обязательств по созданию ООО и полным выполнением других обязательств, закрепленных в данном договоре и приложениях к нему.
«Мы создали СП, теперь нужно провести собрание. Но чтобы его провести, Кабмин должен дать указание от своих людей, кто на него пойдет, для того, чтобы мы внесли деньги в уставный капитал. И вот этот мяч бегает: ФГИ говорит, что без Кабмина мы не сделаем, Кабмин говорит — это должен делать ФГИ», — заявил журналистам Фирташ, комментируя ситуацию.
Владелец Group DF подчеркнул, что бюрократические проволочки длятся уже третий месяц: «И вот они ходят по кругу третий месяц — мне просто интересно, чем это закончится. Мы беремся за это предприятие, тянем его... Ну, не хотите — ваше дело».
Почему документ утратил статус
Как пояснил «Капиталу» представитель юридического департамента ФГИ, чтобы договор вступил в силу, Кабмин должен был назначить дату учредительного собрания, образованного сторонами ООО, на котором они обсудили бы все вопросы жизнеобеспечения общества, в том числе его финансирования, что является одним из условий конкурса, который Tolexis выиграла в конце прошлого года.
Это позволило бы Фирташу получить контроль над 49 % акций предприятия. За это он должен был поэтапно профинансировать реконструкцию предприятия в сумме $ 110 млн, а также покрыть все долги предприятия перед бюджетами, Пенсионным фондом и сотрудниками (еще $ 50 млн дополнительно). В итоге Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК) должен был увеличить выпуск титановой губки вдвое — до 40 тыс. т в год, а также нарастить выпуск продукции более глубокого передела — титановых слитков. Для этого инвестору пришлось бы построить с нуля две новые производственные линии.
Однако Кабинет министров так и не одобрил дату проведения собрания. «Одобрить дату учредительного собрания ООО должен был первый вице-премьер Сергей Арбузов, но он этого не сделал. Поскольку учредительное собрание не состоялось, договор утратил юридическую силу», — объяснили в юридическом департаменте фонда. Получить комментарий первого вице-премьера на момент подготовки материала «Капиталу» не удалось.
ЗТМК теперь стоит дороже
«Капитал» ранее сообщал о том, что выполнение условий договора между ФГИ и инвестором затягивается. В частности, летом ФГИ привлек ЧП «Бюро Маркуса» для повторной оценки ЗТМК. Как сообщил Евгений Асташев, в настоящее время стоимость объекта известна и составляет 749,164 млн грн (без НДС). В декабре 2012 г., когда проводился конкурсный отбор по ЗТМК, этот же оценщик присвоил ему меньшую стоимость — 716,9 млн грн. Почему за столь короткий срок предприятие подорожало, в ФГИ не объяснили.
Почему Кабмин передумал продавать завод Фирташу
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев полагает, что срыв приватизации ЗТМК в пользу Фирташа никак не обусловлен переделом сфер влияния олигархических бизнес-групп, а вызван необходимостью сбалансирования интересов государства и этих структур. «Стартовала президентская кампания. Она проходит на фоне экономического спада. Власть столкнулась с потребностью наполнения госбюджета, подтверждением чему служит утверждение приватизационной программы на 2014 г. В ходе ее выполнения госбюджет должен получить 17 млрд грн от продажи гособъектов», — говорит эксперт. По его мнению, взятый правительством курс на деоффшоризацию, борьбу с трансфертным ценообразованием — это сигналы крупному бизнесу о том, что сейчас никак не время для раздачи льгот и преференций.
По данным ФГИ, в январе-августе 2013 г. от приватизации госсобственности в госбюджет перечислено 320,92 млн грн — не более 3 % от годового плана, который составляет 10,9 млрд грн.