Под давлением падения спроса ритейлеры сокращают площади магазинов. Одни девелоперы отказываются идти навстречу арендаторам, а другие придумали, как на этом заработать.
Сети экономят
Компания «Ультра» (бренды одежды Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) сокращает площади нескольких магазинов. Об этом рассказал генеральный директор компании Андрей Макаров. «Около 40% площади помещений занимали проходы», — говорит он. Поэтому площадь магазина Guess сокращена с 230 до 150 кв. м, а Lagerfeld — с 200 до 100 кв. м. «Столичные торговые центры пошли нам на уступки», — заметил Макаров и добавил, что региональные торговые центры оказались менее сговорчивыми, поэтому компания закрыла там все торговые точки.
«Ультра» — не единственный ритейлер, который оптимизирует затраты при помощи сокращения площадей. Ранее о схожих планах заявил продавец бытовой техники и электроники сеть магазинов Comfy. «Активнее всего сейчас „ужимаются“ магазины бытовой техники и электроники», — замечает замдиректора торгового центра «Глобал.UA» Олег Галагуз.
Тенденция не обошла и продовольственную розницу. Как рассказал совладелец продовольственной сети «Таврия-В» Борис Музалев, сейчас компания ведет переговоры с арендаторами о сокращении площади некоторых своих торговых точек. «Ассортимент не такой большой, как раньше», — пояснил он. Конкретных результатов переговоров пока нет, но Музалев уверен, что ему удастся найти общий язык с собственниками помещений.
Нет продаж
Причина тенденции не нова — сокращение продаж. Сейчас перед большинством магазинов стоит вопрос выживания, рассказывает эксперт по коммерческой недвижимости Вадим Зинченко. «Особенно это касается бизнесменов, торговые точки которых работают под брендом иностранных компаний», — отметил он.
По данным Государственной службы статистики, оборот розничной торговли в Украине в январе-сентябре 2015 года снизился на 22,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года (в сопоставимых ценах) до 735 млрд грн.
Ранее совладелец компании Zeebra (магазины по продаже бижутерии Six, I am, косметики — Glossip, товаров для дома — Butlers) Дмитрий Ермоленко говорил, что за девять месяцев этого года продажи торговых точек по продаже одежды и обуви в натуральном выражении сократились практически вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Схожая ситуация на рынке бытовой техники и электроники. Спроса снижается из-за роста цен, вследствие девальвации.
Заработок на аренде
После «ужатия» ритейлеров владельцы торговых центров сталкиваются с проблемой «лишних квадратных метров». Олег Галазур рассказывает, что старается переселить ритейлера, который нуждается в меньшей площади, в другое свободное помещение. «Периодически к нам поступают запросы не только на сокращение, но и на увеличение торговой площади. В этом случае мы меняем сети местами», — поясняет он.
Более сложная ситуация — необходимость делить магазин на несколько частей. Для этого необходимо строить дополнительный вход и витрину, что обходится в среднем в $100-150 за один квадратный метр, подсчитывает Вадим Зинченко. Однако при таком сценарии девелоперы смогут быстро окупить свои затраты. Небольшими помещениями, площадью 100-150 кв. м, в торговых центрах активно интересуются собственники несетевых магазинов. «Если разделить, к примеру, один крупный магазин на два маленьких, то можно заработать в среднем на 10-15% больше на сдаче двух помещений. Ведь чем меньше площадь — тем выше аренда», — подчеркивает Олег Галазуг.
Но увлекаться таким подходом руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG Виктор Оборский не советует. «Посетителей в торговый центр привлекают якорные арендаторы, а не маленькие магазины», — замечает он. Так, крупные торговые точки должны занимать в объекте не менее 30% от общей площади. В противном случае объект растеряет всех посетителей, что впоследствии приведет к закрытию даже маленьких магазинов.