Украинский бизнес избавляется от неприбыльных активов. Например, несколько месяцев назад исчезла сеть «Мед и перец», рассказали три директора-поставщика продуктов питания.
«Компания управляла всего несколькими торговыми точками в формате «магазина у дома», — заметил пожелавший остаться неназванным директор компании, которая занимается поставками алкоголя. Но еще полтора года назад ритейлер активно делился планами по развитию: за два года он намеревался открыть около 100 магазинов. Это сделало бы его крупнейшим игроком в сегменте «магазинов у дома» в стране.
Кто ушел?
«Мед и перец» — не единственная сеть, которая ушла с украинского рынка в этом году. Компания «Смарт-Холдинг» бизнесмена Вадима Новинского решила не развивать принадлежащую ей сеть супермаркетов «Амстор». Ритейлер подписал соглашение с компанией Fozzy Group, которой и были переданы все помещения. В них уже начали открываться магазины под брендом «Сільпо». В официальном сообщении «Смарт-Холдинга» сказано, что соглашение затрагивает только супермаркеты, которые работают за пределами зоны АТО. Около 18 из 38 магазинов ритейлер не контролирует — ими управляет экс-партнер Вадима Новинского Владимир Вагоровский. Его «Смарт-Холдинг» обвиняет в рейдерском захвате части сети.
Компания-импортер элитного алкоголя «Марком» тоже отказалась от одной своей розничной сети — «Маленький принц», которая насчитывала три магазина премиум-сегмента на Печерске, Оболони и Столичном шоссе. Ранее ритейлер заявлял о намерении открыть не менее семи-восьми торговых точек в столице, но воплотить эти планы в жизнь так и не удалось.
От своего розничного бизнеса — сети гипермаркетов «Країна» — решил отказаться и аграрный бизнесмен Анатолий Юркевич. Большая часть его магазинов отошла гипермаркетам «Караван», а по некоторым объектам продолжаются переговоры. В этом году в Киеве закрылась сеть супермаркетов «Шереметьево», которая насчитывала около 20 «магазинов у дома», а на их месте появились магазины конкурента — сети «Лоток».
Вскоре после этого — в середине августа — в столице закрылось около 20 магазинов еще одного небольшого ритейлера «Би-маркет», на месте которого появится сеть «Эко-маркет».
«Мы не можем получить деньги за поставленный товар — такие же проблемы испытывают и многие наши конкуренты», — замечает директор продовольственной компании-поставщика, пожелавший остаться неназванным.
На других рынках подобных уходов зафиксировано гораздо меньше. Самым громким среди них стало закрытие пяти ресторанов российской сети «Якитория». Заведения долгое время были выставлены на продажу, но покупатели так и не нашлись — игроков отпугнула высокая стоимость бизнеса.
А взамен?
Говорить о том, что бизнес лишь закрывается, было бы неверно. В этом году на рынке появилось сразу несколько небольших сетей, преимущественно в сегменте одежды или обуви. По данным консалтинговой компании UTG, в первом полугодии на украинском рынке появились такие сети как adL/ADILISIK, Betty Barclay, Marina Rinaldi, Marella (женская одежда), Silenza (белье), повторно вернулся на рынок Bosco (спортивная одежда). Большинство из них развиваются в нашей стране по франчайзингу и представлены всего одним или в лучшем случае несколькими магазинами. Из продовольственных сетей в этом году открылась только одна — «магазины у дома» «Пчелка-маркет», которая до конца следующего года должна насчитывать уже 30 торговых точек.
Неудовлетворительный результат
Причина, по которой большая часть бизнесменов отказываются от своего детища, едина — неблагоприятная экономическая ситуация в стране. По признанию заместителя главы наблюдательного совета «Пакко Холдинга» (сети «Пакко», «Вопак») Олега Мерченко, за семь месяцев этого года продажи в натуральном выражении сократились на 10-15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «В денежном эквиваленте они, наоборот, увеличились на те же 10-15%», — заметил он. Переориентация потребителей на недорогие товары не приносит прибыли, сетует совладелец сетей «Таврия В» и «Космос» Борис Музалев. «Сейчас в лучшем случае можно работать «в ноль», — поясняет он.
Связано это со снижением уровня жизни населения. По данным Государственного комитета статистики, в июне реальная заработная плата украинцев сократилась на 26,3% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.
Учитывая, что до конца года ситуация в экономике страны не улучшится, количество ритейлеров, которые уйдут с рынка, лишь возрастет. По прогнозам управляющего партнера консалтинговой компании RetainetАлександра Ланецкого, до конца этого года в стране могут закрыться две-четыре крупные сети. Многие из них должны обслуживать валютные займы, что с каждым днем становится все сложнее.
"Украинский бизнес избавляется от неприбыльных активов". а как быть с покупательной способностью населения? Отнесем население в актив или пассив? Ой как не скоро украинский торговый бизнес сможет рассчитывать на активность населения