Фінанси

сигналы

Инвесторы потеряли интерес к специальным инвестиционным зонам. Объем вложений снизился за полгода на 77 %

За первое полугодие в 11 свободных экономических зон (СЭЗ) и 72 территории с приоритетным развитием (ТПР), которые функционируют в Украине, было инвестировано всего $ 4,8 млн. Это на 77 % меньше, чем за первые шесть месяцев прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики. Причин для сокращения притока средств инвесторов несколько — от близости завершения реализации многих проектов до снижения поступлений иностранных инвестиций в страну в целом.

Время «Ч»

На сегодняшний день в Украине реализуется всего 109 проектов в специальных инвестиционных зонах. Причем далеко не во всех — лишь в шести СЭЗ и четырнадцати ТПР. Крупнейшими получателями средств являются СЭЗ «Закарпатье», куда с начала инвестирования поступило $ 337,3 млн, и СЭЗ «Яворов», которая привлекла $ 186,2 млн. В числе лидеров также ТПР в Артемовске Донецкой области ($ 224,6 млн). Среди отраслей наиболее привлекательными для инвестирования оказались производство неметаллической минеральной продукции, резиновых и пластмассовых изделий (25 % поступивших средств с начала инвестирования), а также производство транспортных средств (24 %).

Большинство из реализующихся проектов было запущено еще в 1990‑е, когда СЭЗ и ТПР были наделены льготами по налогу на прибыль и НДС для инвесторов, говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Но в 2005 г. правительство Юлии Тимошенко отменило их из‑за того, что объем предоставленных налоговых льгот практически достигал суммы привлеченных инвестиций, а инвестиционные обязательства были выполнены лишь на нескольких предприятиях. С тех пор число проектов продолжает снижаться — существующие закрываются, а новые не появляются. В конце 2010 г. функционировал 191 проект, год спустя — 152, в конце прошлого года — 134. Еще 22 проекта прекратили свое существование в январе-марте текущего года, три — в апреле-июне. На данный момент большинство проектов близко к завершению — на них уже выделено в среднем 88,5 % предусмотренных средств ($ 991,9  млн из запланированных $ 1,1 млрд). И чем ближе завершение проектов, тем меньше средств по ним поступает.

Непопулярность за рубежом

Еще одна причина сокращения притока капиталовложений в отечественные СЭЗ и ТПР кроется в снижении поступлений иностранных инвестиций. Из предусмотренных по проектам инвестиций, 43 % средств, или $ 475,4 млн, должны прийти из‑за рубежа. Но по факту поступившие иностранные инвестиции на четверть меньше планируемых, поэтому доля иностранных средств с начала инвес­тирования ниже плановой — 36 %. В январе-июне 2013 г. она и вовсе составила 1,8 % против 12,4 % в аналогичном периоде прошлого года, а в денежном выражении поступившая сумма снизилась на 96 % — до $ 0,1 млн. Напомним, по данным Госстата, в первом полугодии чистый приток прямых иностранных инвес­тиций в акционерный капитал сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в 11 раз — до $ 224 млн, а чистый приток капитала в долговые инструменты уменьшился в 8,5 раза — до $ 111,5 млн.

После отмены льгот СЭЗ и ТПР вопрос их возобновления в разной форме неоднократно поднимался в правительстве. В 2006 г. Министерство экономического развития и торговли предлагало освободить предприятия, работающие в СЭЗ и ТПР, от уплаты ввозной пошлины при импорте современного оборудования, которое не производится в Украине, а также освободить от уплаты пошлины и НДС импорт товаров для переработки с условием дальнейшего их экспорта. Но инициативы так и остались на бумаге.

В 2010 г. Минэкономразвития подготовило новую версию закона, в котором предлагалось разделить СЭЗ на две группы: свободные таможенные зоны и комплексно-производственные зоны, на территории которых будет вводиться специальный (преференциальный) режим инвестиционной деятельности. Но этот закон не был принят. В апреле 2013‑го министр социальной политики Наталия Королевская пообещала добиться возвращения статуса СЭЗ и соответствующих льгот городу Славутичу. Но эксперты сомневаются в целесообразности восстановления льгот специальных зон инвестирования. «Сначала необходимо улучшить инвестиционный климат в стране в целом, чтобы устранить возможность коррупционных схем и схем минимизации налогообложения через СЭЗ и ТПР», — считает Олег Устенко. Только затем можно восстанавливать льготы в таких зонах для стимулирования производства в депрессивных регионах или использования областей с сильными конкурентными преимуществами как «точек роста» экономики всей страны, говорит экономист.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама