Состояние кредитного портфеля Проминвестбанка продолжает ухудшаться. Чтобы сформировать резервы под проблемные активы, он объявил допэмиссию на 20 млрд грн. Подобные инвестиции вынужденные и делают банк активом с долгосрочной отдачей.
Рекордное вливание
Проминвестбанк проводит крупнейшую на рынке докапитализацию. Его собственник — Внешэкономбанк, принадлежащий российскому правительству, 10 декабря решил увеличить уставный капитал украинской «дочки» на 20 млрд грн. Капитал будет повышен до 39 млрд грн, что поднимет его с четвертого на первое место по этому показателю.
Однако банку нечему радоваться. Удвоение капитала необходимо кредитному учреждению для покрытия убытков, возникающих из-за формирования резервов под проблемные кредиты. «На кредитный портфель влияют одновременно все факторы — и АТО, и ухудшение экономики. Поэтому возникла необходимость в дополнительном резервировании. Увеличение капитала позволит сформировать резервы, что сделает банк более устойчивым», — рассказал член правления Проминвестбанка Владислав Кравец.
За первые три квартала 2015 года Проминвестбанк уже потерял 6,35 млрд грн, а накопленный непокрытый убыток достиг рекордных 14,72 млрд грн. Поэтому регулятивный капитал банка (3,97 млрд грн) в разы ниже, чем нынешний 19-миллиардный уставный капитал. Ключевой показатель устойчивости банка — адекватность регулятивного капитала — на 1 октября составил 7,05% при минимально необходимых 10%. Правда, НБУ обещал, что в ближайшие годы не будет жестко реагировать на нарушение банками этого норматива.
Повторение истории
В Проминвестбанке ожидают отрицательный финансовый результат по итогам года, но не называют даже примерную цифру. Акционер знает о проблемах ПИБ. «Мы постоянно информируем собственника о том, что происходит. Это для него не новость. Поэтому он отнесся с пониманием к необходимости докапитализации», — говорит Владислав Кравец.
Это уже четвертая волна докапитализации банка. Первая произошла в 2009 году, когда ВЭБ влил 5 млрд грн в Проминвестбанк, чтобы он избежал банкротства. Следующая большая докапитализация была проведена в 2013-м на 2,92 млрд грн — до 9,15 млрд грн. Средства были необходимы для создания резерва под возможные потери на $365 млн по активам, которые были в Проминвестбанке еще до вхождения российского собственника. «Этот старый портфель также имеет сейчас отношение к увеличению капитала. Тогда мы сформировали под него резервы, и портфель начал потихоньку оживать. А тут опять начались проблемы в экономике и, соответственно, в этих кредитах», — поясняет господин Кравец. Уже в 2014 году ПИБ уменьшил «уставняк» на 933 млн грн, но в 2015-м под давлением двух лет гигантских убытков вынужден был влить в капитал 10,8 млрд грн.
Теперь в банк направят еще 20 млрд грн. Речь не идет о том, что Внешэкономбанк перечислит в Украину $850 млн для поддержки банка. В капитал конвертируют кредиты, предоставленные «дочке». На 1 октября 2015 года задолженность ПИБ перед банками составляла 26,32 млрд грн, в том числе 24,62 млрд грн в валюте.
Исходя из консолидированной отчетности ПИБ, на начало 2015 года субординированный кредит материнского банка составлял 4,53 млрд грн, средства — 20,42 млрд грн. Конвертируя эти средства в капитал, Проминвестбанк также экономит расходы на обслуживании долга — на эти цели только в прошлом году было потрачено 1,03 млрд грн. Аналогичную модель докапитализации в 2015-м использовали итальянцы в Укрсоцбанке, также конвертировали межбанковские кредиты в капитал и в ВТБ Банке.
Цена присутствия
Управление банками во время кризиса еще долго будет требовать затрат. «Для любого собственника и инвестора владение Проминвестбанком должно иметь как символический смысл, так и деловой экономический. Дело в том, что этот банк является одним из старейших в Украине и первоначально был практически опорой всей промышленности страны. Текущие проблемы учреждения на самом деле не очень отличаются от проблем других банков. Они во многом являются результатом обстоятельств, которые вполне можно было бы назвать форс-мажорными. Это касается прежде всего большого веса бизнеса банка в тех отраслях, которые были подорваны войной на Донбассе и обострением торгово-экономических отношений с Россией», — говорит старший аналитик компании Empire State Capital Partners Тантели Ратувухери.
Аналогичная ситуация недавно была в другом российском банке. В августе ВТБ Банк получил убыток в размере 14,7 млрд грн после формирования резервов под проблемный кредитный портфель. Поэтому его собственник — российский ВТБ — был вынужден влить в него 14,5 млрд грн. Потребность в дополнительном капитале испытывают почти все банки. С учетом необходимости формировать резервы и увеличивать капиталы по результатам стресс-тестирования банковский бизнес становится все более затратным для его акционеров. «Стресс-тест банков покажет, какие еще есть риски. И тем, кто в этом нуждается, придется увеличивать капитал», — отмечает глава НБУ Валерия Гонтарева.
Тем не менее россияне пока не уходят из Украины, даже несмотря на огромные убытки. «Поддерживая банк, акционеры делают ставку на перспективу. У него достаточно хорошие позиции в базовых и инфраструктурных отраслях, которые так или иначе действительно первыми страдают от любого кризиса, но в долгосрочной перспективе обеспечивают достаточно устойчивую доходную базу. Стремление удержать Проминвестбанк, несмотря на проблемы материнского банка в России (ВЭБ продает свои активы. — ред.), может означать желание удержать стратегические позиции на украинском рынке в будущем», — считает Тантели Ратувухери.