Кабмин придумал, как адаптировать транспортный сектор под нормы европейского законодательства. Для этого с 2019 года для всех собственников легковых автомобилей будет возвращен техосмотр, а перевозчиков, среди прочего, обяжут использовать приборы, регистрирующие движение транспорта. Нарушение этих норм грозит серьезными штрафами. Эксперты уверены, что введение новых правил регулирования позволит чиновникам повысить уровень безопасности на дорогах, но не повлияет на снижение уровня коррупции в сфере транспорта. Перевозчики указывают и на другие недоработки правительственного законопроекта.
Все — на техосмотр
На этой неделе в Верховной Раде должен быть зарегистрирован правительственный законопроект, которым предлагаются правки в законы, регулирующие сферу автомобильного транспорта. В пояснительной записке к законопроекту, который уже одобрили в Кабмине, указано, что документ разработан для выполнения Украиной положений Соглашения об ассоциации с ЕС.
В частности, с его принятием в украинское законодательство будет введено 10 европейских актов, выполнение которых поспособствует, среди прочего, «повышению уровня безопасности, созданию благоприятных условий работы для водителей, снижению аварийности на дорогах». Нормы законопроекта будут имплементироваться в Украине в течение семи лет.
Принятие законопроекта сулит украинцам возврат технического осмотра транспортных средств. Для легковых автомобилей его планируется ввести с 2019 года, а для остального транспорта — с 2022 года. В зависимости от типа транспортного средства, планируется, что техосмотр необходимо будет проходить один раз в один-четыре года.
Впрочем, освобождены от его прохождения будут автомобили, которые используются исключительно для спортивных мероприятий; исторические транспортные средства; автомобили дипломатического корпуса, специализированный транспорт для перевозок только на территории цирка или парка развлечений с максимальной скоростью до 40 км/час.
Техосмотр смогут проводить как государственные, так и частные учреждения. Кроме пунктов техконтроля (СТО), такие услуги смогут оказывать и, например, автошколы. Однако для того, чтобы получить право проводить техосмотр, станция техобслуживания должна будет направить в Министерство инфраструктуры документацию о персонале, материально-техническом обеспечении фирмы и соответствующую заявку. Если документация соответствует законодательству, то МИУ должно будет поручить Госслужбе по безопасности на транспорте провести проверку СТО-заявителя.
Эксперт транспортного рынка Владимир Шемаев заявил, что проведение техосмотра в странах ЕС и США является абсолютно обыденным действием, направленным на повышение безопасности дорожного движения.
«Организации, которые выполняют техосмотры, являются не государственными учреждениями, а лицензированными операторами. Например, это страховые компании, автомобильные дилеры, которые могут заниматься таким смежным для себя видом бизнеса. Они получают лицензии от госорганов, но на них налагаются и огромные штрафы, если обнаружится, что кто-то незаконно получил у них позитивное решение о техосмотре», — рассказал он.
Вместе с тем бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава считает, что Украина могла бы и не возвращать в законодательство обязательную норму о восстановлении техосмотра личных автомобилей. По его словам, правительство должно в первую очередь заботиться об интересах своих граждан и выработать справедливый механизм, который бы полностью исключал коррупцию.
«Гнаться формально за сроками просто нечестно», — заявил Кава. Он обосновал свое мнение тем, что в Украине, даже если ввести независимый техосмотр автомобилей, все равно нельзя исключать, что позитивные выводы за взятки будут выдаваться даже при наличии неисправности.
Условия для перевозчиков
Если законопроект будет принят, то перевозчикам стоит ожидать ужесточения условий работы. В частности, для международных и внутренних пассажирских и грузовых рейсов обязательным станет использование тахографов — приборов, которые регистрируют информацию о движении транспортных средств, а также режим работы и отдыха водителей. Сейчас тахографы необходимо использовать только в автобусах во время регулярных ночных рейсов и международных перевозок.
При этом предлагается увеличить штрафы за поездки без тахографов — с 40 необлагаемых минимумов доходов (680 гривен) до 50-300 минимумов (850-5100 гривен).
Помимо того, конкретизированы нарушения режима труда и отдыха водителей, а также усилена ответственность за них. В частности, «вилка штрафов» расширена с 40-70 необлагаемых минимумов (680-1190 гривен) до 20-300 минимумов (340-5100 гривен).
Штрафовать будут и «маршруточников» за перевозку количества пассажиров, которое превышает установленные технические характеристики. Это нарушение будет стоить перевозчикам 340-510 гривен.
Кроме того, достанется водителям и кондукторам за безбилетный проезд пассажиров на регулярных автобусных маршрутах — санкции будут установлены в размере 170-850 гривен. Чтобы пресечь ситуации, когда перевозчики не обеспечивают билетами водителей или кондукторов, также вводится штраф в размере 1700 гривен.
Вводится законопроектом и обязательное использование ограничителей скорости на автобусах и грузовых автомобилях. В частности, максимальная скорость для грузовых автомобилей будет установлена на уровне 90 км/ч, автобусов — 100 км/ч, школьных автобусов — 70 км/ч. Сейчас в законодательстве нет нормы об обязательном использовании подобных приборов ограничения скорости.
Эксперты с необходимостью внедрения нормы о наличии тахографов и ограничителей скорости согласны. По словам Александра Кавы, ограничители скорости позволят уменьшить уровень опасности, которую сейчас создают грузовики и автобусы, едущие на большой скорости.
«Даже без перевеса аварийность транспорта высокая, а с учетом перевеса, риски еще больше возрастают, ведь растет тормозной путь и снижается управляемость», — отметил руководитель экспертного направления «Центра транспортных стратегий» Андрей Шкляр. По его мнению, установка ограничителей вряд ли отразится на бизнесе перевозчиков.
«Другой вопрос, сколько будет стоить оборудование и его верификация проверяющими органами. Необходимо чтобы оборудование стоило „разумные“ деньги, как для мелкого перевозчика, так и для собственников крупных парков, которые вынуждены будут одномоментно выделить существенную сумму на их оборудование», — объяснил Шкляр.
Добропорядочность превыше всего
Примечательно также и то, что документ законодательно обяжет автомобилистов и мотоциклистов, владельцев автобусов и грузового транспорта использовать внесезонные шины или «зимнюю резину» в холодные месяцы года на дорогах с твердым покрытием. В летний период допускается вождение на зимних шинах, но с условием отсутствия шипов и остаточной высоты рисунка протектора не более 3 мм. Шины необходимо будет поменять в течение 20 дней после окончания сезона.
Получить лицензию для предоставления услуг по перевозке пассажиров или грузов теперь будет еще сложнее. В частности, документом предлагается включить в перечень лицензионных условий норму о подтверждении хорошей репутации перевозчика, удовлетворительного финансового состояния фирмы, профессиональной компетентности, наличия служебного помещения на территории Украины, в котором действительно хранится отчетность о финансово-хозяйственной деятельности.
Доказать свою безупречную репутацию компания-перевозчик сможет, если ни один из ее менеджеров не привлекались к уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности и не совершали грубых нарушений законодательства о труде.
«Нормы такого характера имеют право на жизнь, но только, если будут определены цифровые или объективные их параметры, которые будут исключать возможность коррупции при определении «хорошей репутации», — подчеркнул Андрей Шкляр.
Новые договоренности
Законопроектом также предлагается несколько революционных норм, касающихся регулирования сферы общественного транспорта. В частности, муниципальные и частные перевозчики будут обязаны заключать договора с местными органами власти. В этих соглашениях необходимо будет указывать все параметры перевозки: обоснованность расходов и их распределение; уровень прибыли и тариф; публичность компенсационных выплат; полное соответствие объемов выплат объемам перевозок.
Документом предусматривается, что соглашения между местными властями и перевозчиком будут заключаться на срок до 10 лет. Продлить договор перевозчики смогут лишь на половину установленного первоначальным контрактом срока и только при условии инвестирования в обновление автопарка. При этом коммунальные транспортные предприятия будут освобождены от необходимости принимать участие в конкурсах на эксплуатацию маршрутов. Сейчас, по данным Мининфраструктуры, договора перевозчики заключают на срок от 3 до 5 лет. При этом участие в конкурсах является обязательным для всех перевозчиков.
«Смысл этой нормы в том, что перевозчик получает право на 10 лет обслуживать маршрут, поэтому он может инвестировать в транспорт. Но в сегодняшних условиях купить новый подвижной состав физически никто не в состоянии», — отметил начальник отдела организации перевозок компании «Автолюкс» Константин Цехановский.
Он объяснил такую невозможность двумя причинами — дороговизной автобусов и отсутствием транспортной политики.
«За последние года два ни один перевозчик в Украине не купил новый автобус. После того, как были запущены „Интерсити“ из Киева в Харьков, автомобильные перевозчики потеряли этот маршрут. „Интерсити“ при аналогичной цене едет в два раза быстрее», — говорит он.
При этом, согласно проекту, тарифы на проезд в общественном транспорте будут пересматриваться исключительно в случаях, когда составляющие тарифа изменяются по независящим от перевозчиков причинам, например, в случае роста стоимости топлива. Также на изменение тарифов будут влиять результаты анализа пассажиропотоков. Сейчас в законодательстве вообще отсутствуют нормы, прописывающие основания для пересмотра тарифов.
В целом, по словам Константина Цехановского, законопроект не решает две основные проблемы автоперевозчиков — пресечение нелегальных перевозок нелегальными или полулегальными перевозчиками, а также установление механизма получения компенсацией за перевозки льготных пассажиров.
«За 18 лет на рынке пассажирских перевозок нам государство не вернуло ни одной гривны. А мы не имеем права отказать льготному пассажиру. Это головная боль всех перевозчиков», — отметил он.